возглавляемых ими предприятий. Скорее, наоборот, новые менеджеры, сосредоточив свои усилия в
сфере обращения (фонды и биржи, банки и финансовые компании, торговые и посреднические
предприятия), быстро доказали краткосрочность своих управленческих устремлений. Немногим из них
удалось удержать в своих руках рычаги управления фирмой, сохранив ее в трудные годы
экономического кризиса и обеспечив развитие.
Для оценки последствий трансформации структуры собственности капитала с позиций контроля и
управления необходимо проанализировать также интересы и влияние крупных инвесторов, доля
которых в промышленном акционерном капитале России составляет 11,5%.
Конечно, существуют инвесторы, преследующие предпринимательские цели - восстановление и
развитие производства. Совпадение интересов организации и инвестора здесь налицо. Портфельные
инвесторы (зачастую в этой роли выступают финансовые и банковские структуры) чаще осуществляют
вложение средств с целью дальнейшей перепродажи акций предприятия. Такой собственник привносит
в деятельность фирмы неопределенность и ожидание смены хозяина и, уловив благоприятную
конъюнктуру рынка, расстается с ней. Возможен также вариант оживления предприятия инвестором с
целью его выгодной продажи. Однако он не только труден, но и предполагает уверенность в
нахождении в будущем стратегического инвестора первого типа.
Российская экономика, безусловно, нуждается в стратегических инвесторах. Но продолжающийся
экономический кризис и социально-политическая нестабильность создают в большинстве регионов
неблагоприятный инвестиционный климат. Можно предположить, что сохранение этих условий не
позволит принципиально изменить структуру акционерного капитала в пользу крупных инвесторов,
заинтересованных в техническом развитии и экономическом прогрессе предприятий.
Становление проанализированной структуры акционерного капитала явилось логическим окончанием
длительного процесса изменения отношений собственности и контроля. Их деформация обеспечила
условия превращения государственной экономики в экономику физических лиц
. Этот процесс не
выглядит случайным, он разворачивался на протяжении более полувека и характеризовался
последовательным уменьшением масштабов основных экономических субъектов, изменением типа
управления и снижением уровня принятия важнейших управленческих решений.
Возможная историко-логическая периодизация развития советской и российской экономики с позиций
выделения основных самостоятельных экономических субъектов, определяющих лицо национальной
экономики, приводится в таблице 8
.
Таблица 8
Историко-логическая периодизация развития советской и российской экономики
Периоды
Ключевое событие
периода
Преобладающий
тип управления
Основные
экономические
субъекты
Условное
наименование
фазы
Начало 40 -
конец 50-х
гг.
Реформа управления
1940-1941 гг.
Централизованное
Государство
Экономика
государства
Конец 50 -
сер. 60-х гг.
Хозяйственная
реформа 1957 г.
Региональное
Экономические
районы, совнархозы
Экономика
регионов
Сер. 60 - сер.
70-х гг.
Экономическая
реформа 1965 г.
Отраслевое
Отраслевые
министерства
Экономика
отраслей
Сер. 70 - сер.
80-х гг.
Реформа управления
промышленностью
1973 г.
Подотраслевое
Главные управления
министерств,
всесоюзные
производственные
объединения
Экономика
подотраслей
Сер. 80 -
1992 год
Перестройка 1985 г.
Заводское
Крупные предприятия,
объединения
Экономика
крупных
предприятий
|