В первом случае - частная нерегулируемая монополия с установлением монопольно-высокой цены,
которую приходится оплачивать обществу в целом (имеем дело с прямым общественным вредом
монополии).
Во втором случае - проявляются все недостатки административной, а не экономической системы, где
происходят процессы политизации решения проблемы естественной монополии (в интересах
государства и правящих элит, но не в интересах общества в целом).
Легко сделать вывод, что, говоря о торгах за франшизу, мы будем иметь дело с контрактной системой
как формой экономической организации. Контракт заключается с тем производителем (экономическим
субъектом), который предлагает лучшие условия (меньшая цена, больший набор услуг и т. д.).
Стоит ли ожидать, что контрактная система позволит раз и навсегда решить проблему естественной
монополии? Конечно, нет. Мы уже в данной работе сделали принципиальный вывод о выборе в
конкретном случае любой из трех форм экономической организации: рынка, контрактной системы и
иерархии.
Феномен естественной монополии не является исключением, поэтому торги за франшизу в деле
регулирования естественных монополий выступают в качестве одного из равновероятных вариантов
действий.
Авторы в целом согласны с выводами О. Уильямсона
, сделанными на основании изучения
американского опыта использования торгов за франшизу (для России это, скорее всего, - экзотика).
Торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями,
причем лучшим способом по сравнению с другими способами их регулирования. Это относится к
дерегулированию грузовых автоперевозок, к организации работы местных авиалиний, почтовой
службы, к работе кабельных телевизионных сетей, в ряде случаев - к работе коммунальных служб, к
проблеме дерегулирования железных дорог.
Почему это могло произойти?
В каждом из отмеченных случаев победитель торгов мог быть заменен без серьезных проблем в оценке
активов при передаче их новому франчайзиату, так как основные производственные сооружения
находятся в собственности государства, а другие активы могут быть сравнительно легко проданы
(куплены) на рынке подержанного имущества.
Именно эти положения и заставляют нас внимательно отнестись к торгам за франшизу как возможной
форме решения проблем некоторых видов естественных монополий в России, прежде всего локального,
местного уровня.
Например, решается проблема энергоснабжения определенной территории. Есть несколько
генерирующих станций, они производят электроэнергию с разными издержками. Почему не попытаться
решить проблему минимизации тарифов или проблему предоставления за ту же цену дополнительных
услуг, например, теплоснабжения, на основе торгов за франшизу, при условии, что ее оплачивают
местные власти?
Проблемы будут решаться лучше при использовании всех имеющихся возможностей, всех форм
экономической организации.
Говоря об естественных монополиях, нельзя обойти вниманием еще один способ их регулирования -
ценовые дискриминации.
Нам представляется, что возможность использования ценовых дискриминаций имеется как у
естественной монополии для увеличения чистого дохода, так и у регулирующих субъектов для
снижения общего негативного эффекта от деятельности данного предприятия естественного
монополиста.
Что такое ценовые дискриминации? Экономическая теория дает на этот вопрос следующий ответ -
практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не
связаны с затратами
.
Предпосылки возникновения ценовых дискриминаций следует искать в противоречиях рыночного
механизма. С одной стороны, рынок - великий усреднитель. За спиной производителей, после процесса
производства, он определяет продажную цену товара. С другой стороны, каждый экономический
субъект (в нашем случае - потребитель) - уникален (различны потребности, оценки полезностей, доходы
и проч.). Таким образом, при единой рыночной цене всегда есть покупатели, которые готовы
заплатить за данный товар больше, чем установившаяся рыночная цена.
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и обособленность определенных рынков (институциональную,
географическую и др.). Это также создает возможность использования различных цен на данных рынках
при продаже одного и того же товара.
|