Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
V
Можно было ожидать, что Революция изменит женский удел. Но этого не произошло.
Буржуазная революция уважительно отнеслась к буржуазным институтам и ценностям; и
совершена она была почти исключительно мужчинами. Важно подчеркнуть, что на
протяжении всего старого режима именно женщины из трудящихся классов были
наиболее независимы как представительницы своего пола. Женщина могла иметь свое
дело, у нее были все необходимые права, чтобы самостоятельно заниматься своим
ремеслом. В качестве белошвейки, прачки, полировщицы, продавщицы и т.д. она
принимает участие в производстве; работает она или на дому, или на маленьких
предприятиях; материальная независимость позволяет ей вести себя весьма вольно:
женщина из народа может выходить из дому, посещать таверны, распоряжаться своим
телом почти как мужчина; они с мужем компаньоны, равные. Угнетение она терпит в
экономическом, а не в половом плане. В деревнях крестьянка принимает значительное
участие в сельском труде; относятся к ней как к прислуге; часто она не ест за одним
столом с мужем и сыновьями, работает больше, чем они, и ко всем тяготам добавляются
еще связанные с материнством обязанности. Но, как и в древних сельскохозяйственных
обще-
147
ствах, она необходима мужчине, а потому пользуется его уважением; у них общее
имущество, общие интересы, общие заботы; в доме она имеет большой авторитет. Именно
такие женщины могли бы в своей трудной жизни утвердить себя как личность и
потребовать прав; но над ними тяготела традиция робости и подчинения: среди наказов
депутатам Генеральных штатов число женских требований, можно сказать, ничтожно;
ограничиваются они следующим: «Чтобы мужчины не могли заниматься ремеслами,
предназначенными женщинам». Женщин, разумеется, можно встретить рядом с их
мужьями на демонстрациях и во время волнений; именно они отправляются в Версаль за
«булочником, булочницей и их маленьким подмастерьем». Но революционное движение
возглавлял не народ, и не он пожинал его плоды. Что же касается женщин из буржуазии,
то некоторые из них рьяно включились в борьбу за дело свободы: г-жа Ролан, Люсиль
Демулен, Теруань де Мерикур; одна из них существенно повлияла на ход событий;
Шарлотта Корде, убившая Марата. Было и несколько феминистских движений. Олимпия
де Гуж предложила в 1789 году «Декларацию прав женщины» по аналогии с
«Декларацией прав человека», где потребовала уничтожения всех мужских привилегий. В
1790 году те же идеи можно обнаружить в «Резолюции бедной Жакотты» и других
подобных пасквилях; но, несмотря на поддержку Кондорсе, усилия эти ни к чему не
приводят, и Олимпия погибает на эшафоте. Наряду с основанной ею газетой «Импасьян»
появляются и другие листки, но продержаться им удается недолго. Женские клубы по
большей части сливаются с мужскими и поглощаются ими. Когда 2 8 брюмера 1793 года
актриса Роз Лакомб, бывшая президентом Общества революционных республиканок, в
сопровождении депутации женщин стала штурмовать вход в Генеральный совет, собрание
услышало слова прокурора Шометта, как будто навеянные апостолом Павлом и святым
Фомой Аквинским: «С каких это пор женщинам дозволяется отрекаться от своего пола и
делаться мужчинами?.. [Природа] сказала женщине: "Будь женщиной. Забота о детях,
тонкости домашнего хозяйства, разные тревоги, связанные с материнством, вот твоя
работа ». В Совет их не допустили, а вскоре перестали допускать даже в клубы, где
проходило их политическое обучение. В 1790 году были упразднены право первородства
|