Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
программе; кухня, хозяйство закрепощает женщин, нравственность их под ревнивым
наблюдением; их держат в рамках принятых правил хорошего тона, что пресекает любое
стремление к независимости. В качестве компенсации их окружают почетом и изысканной
вежливостью. «Замужняя женщина это рабыня, которую надо уметь посадить на трон»,
говорит Бальзак; в любых незначительных обстоятельствах мужчине положено
пропускать женщин вперед, уступать им первые места; их не только не заставляют носить
тяжести, как в примитивных обществах, их старательно освобождают от всех трудных
обязанностей и забот, а тем самым и от всякой ответственности. И все это в надежде,
что, одураченные и соблазненные легкой жизнью, они согласятся на роль матери и
домохозяйки, которую им хотят навязать. И действительно, большая часть женщин из
буржуазии капитулирует. Поскольку воспитание и паразитическое существование ставят
их в зависимость от мужчины, они даже не решаются выдвигать какие-либо требования
те же, кто позволяет себе такую дерзость, не встречают почти никакого отклика. «Легче
надеть на людей цепи, чем снять, если цепи приносят уважение», сказал Бернард Шоу.
Буржуазная женщина держится за свои цепи, потому что держится за классовые
преимущества. Ей неустанно объясняют, и сама она знает, что женская эмансипация
ослабила бы буржуазное общество; высвободившись из-под власти мужчины, она была бы
обречена на труд; может, она и сожалеет, что ее права на частную собственность
подчинены правам супруга, но она расстроилась бы куда больше, если бы эта самая
частная собственность была уничтожена вовсе; она не чувствует никакой солидарности с
женщинами из рабочего класса она гораздо ближе к своему мужу, чем к работницам
текстильной фабрики. Его интересы становятся ее интересами.
И все же это упорное сопротивление не может затормозить ход истории; наступление
машинного производства наносит удар по земельной собственности, вызывает
эмансипацию трудящихся классов и, соответственно, эмансипацию женщины. Любой
социализм, вырывая женщину из семьи, способствует ее освобождению: Платон, мечтая
об общинном строе, обещал женщинам такую же самостоятельность, какая была у
женщин Спарты. Вместе с утопическим социализмом Сен-Симона, Фурье, Кабе рождается
утопия «свободной женщины». Принадлежащая Сен-Симону идея всемирной ассоциации
требует отмены всякого порабощения и рабочих и женщин. Сен-Симон, а вслед за ним
Леру, Пек¸р, Карно настаивают на освобождении женщин, исходя из того, что они такие
же люди, как и мужчины. К сожалению, к этому разумному
151
положению ученики Сен-Симона не отнеслись с должным доверием. Утописты
превозносят женщину за ее женственность, а это самый верный способ навредить ей. Под
тем предлогом, что единица общества это супружеская пара, отец Анфантен хочет
каждому духовнику дать в пару женщину, чтобы получилась так называемая «пара
священнослужителей»; от женщины-мессии он ждет пришествия лучших времен, а
Спутники Женщины отплывают на Восток в поисках спасителя женского пола. Анфантен
находится под влиянием Фурье, который путает освобождение женщины и реабилитацию
плоти; Фурье требует, чтобы каждому человеку была предоставлена свобода следовать
зову страстей; брак он хочет заменить любовью; он рассматривает женщину не саму по
себе, а как возлюбленную. Кабе тоже обещает, что при икарийском коммунизме будет
достигнуто равенство полов, хотя и допускает лишь ограниченное участие женщин в
политической жизни. В действительности женщины в сенсимонистском движении
занимают второстепенное место: одна только Клэр Базар, которая основала газету «Новая
|