Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
ее счастливой: письма г-жи Прудон это одна нескончаемая жалоба.
Однако на ход событий теоретические прения влияния не оказывают скорее они дают
колеблющееся отображение того, что происходит. Женщина отвоевывает себе
экономическую значимость, утраченную ею еще в доисторические времена, поскольку
вырывается из дому и, работая на заводе, по-новому принимает участие в производстве.
Такой переворот становится возможным благодаря машине, ибо разница в физической
силе между работниками мужского и женского пола в огромном большинстве случаев
нивелируется. Поскольку резкий скачок промышленности требует гораздо больше
рабочих рук, чем могут предложить работники мужского пола, привлечение женщин
делается необходимым. Это и есть та великая революция, которая в XIX веке преображает
участь женщины и открывает перед ней новую эру. Маркс и Энгельс по достоинству
оценивают значение этой революции и обещают, что освобождение пролетариата
принесет с собой и освобождение женщин. И действительно, «у женщины и рабочего есть
нечто общее они оба принадлежат к числу угнетаемых», говорит Бебель. И оба они
освободятся из-под гнета благодаря тому значению, которое в результате технической ре-
153
волюции приобретет их производительный труд. Энгельс показывает, что судьба
женщины тесно связана с историей частной собственности; в результате какой-то
катастрофы патриархат пришел на смену материнскому праву и подчинил женщину
вотчине; промышленная революция представляет собой противоположность былого краха
и приведет к эмансипации женщин. Он пишет; «Освобождение женщины станет
возможным только тогда, когда она сможет в крупном общественном масштабе
участвовать в производстве, а работа по дому будет занимать ее лишь в незначительной
мере. А это сделалось возможным только благодаря современной крупной
промышленности, которая не только допускает женский труд в больших размерах, но и
прямо требует его...»
В начале XIX века женщина подвергалась более постыдной эксплуатации, чем работники
противоположного пола. Надомная работа представляла собой то, что англичане
называют «sweating
system» («потогонная система»); несмотря на непрерывный труд,
работница зарабатывала недостаточно, чтобы обеспечить себя всем необходимым. Жюль
Симон в книге «Работница» и даже консерватор Леруа-Боль¸ в работе «Женский труд в
XIX веке», опубликованной в 1873 году, обличают чудовищные злоупотребления; так,
последний заявляет, что двести тысяч француженокработниц не зарабатывают и
пятидесяти сантимов в день. Понятно, что они стремятся перейти на мануфактуры;
впрочем, вскоре за пределами цехов останутся лишь ремесла швеи, прачки да прислуги
рабские ремесла с голодным жалованьем; даже плетение кружев, трикотажное
производство и т.п. захвачены заводом; зато существует массовый спрос на рабочую силу
в хлопковой, шерстяной и шелковой отраслях; больше всего женщин используют в
прядильных и ткацких цехах. Часто хозяева предпочитают их мужчинам, «Они лучше
работают за меньшую плату». Эта циничная формула проливает свет на драматизм
женского труда. Ведь только через труд женщина обрела свое человеческое достоинство,
но борьба была исключительно тяжелой и долгой. Прядильщицы и ткачихи работают в
никуда не годных гигиенических условиях. «В Лионе, пишет Бланки, в басонных
цехах некоторые женщины вынуждены работать, почти повиснув на ремнях,
одновременно действуя ногами и руками». В 1831 году работницам шелковой
|