Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
явление на должность адвоката, ей ответили дтказом. В 1898 году женщины получают
право избирать в Торговый суд, право избирать и быть избранными в Высший совет
труда, допуск в Высший совет общественной благотворительности и в Школу изящных
искусств. В 1900 году феминистки снова собираются на конгресс; но и он не приводит к
большим результатам. Между тем в 1901 году Вивиани впервые поднимает в палате
депутатов вопрос о женском голосовании впрочем, он предлагает ограничиться
предоставлением права голоса незамужним и разведенным женщинам. В этот период
значение феминистского движения возрастает. В 1909 году создается французский Союз
борьбы за женское избирательное право, вдохновительницей которого была г-жа
Бруншвиг; она организует конференции, митинги, конгрессы, манифестации. В 1909 году
Бюиссон делает сообщение относительно предложения Дюссозуа о предоставлении
женщинам права голоса на выборах в органы местного управления. В 1910 году
предложение в пользу женского избирательного права вносит Тома; к нему возвращаются
в 191 8-м, а в 1919-м оно получает поддержку палаты депутатов; но в 1922 году в сенате
оно не проходит. Ситуация складывается весьма сложная. Помимо революционного, так
называемого независимого феминизма г-жи Бруншвиг появляется феминизм
христианский: папа Бенедикт XV в 1919 году высказался за предоставление женщинам
избирательного права, монсеньор Бодрийар и отец Сертийанж ведут в этом направлении
активную пропаганду; на самом деле католики считают, что женщины во Франции
представляют собой консервативный и религиозный элемент; именно этого и боятся
радикалы: истинная причина их сопротивления в том, что они боятся
перераспределения голосов в случае, если женщинам будет позволено голосовать. В
сенате многие католики, группа Республиканского союза и другие ультралевые партии
выступают за предоставление женщинам права голоса однако большинство против
него, Вплоть до 1932 года сенат прибегает к всевозможным отсрочкам и отказывается
рассматривать предложения, касающиеся женского избирательного права; тем не менее в
1932 году, когда палата депутатов проголосовала тремястами девятнадцатью голосами
против одного за поправку, предоставляющую женщинам право избирать и быть
избранными, сенат открывает прения, которые продолжаются на протяжении нескольких
заседаний: поправка отклоняется. Отчет, напечатанный в газете «Офисьель», чрезвычайно
знаменателен; в нем можно найти все аргументы, выдвигавшиеся антифеминистами на
протяжении полувека в трудах, одно перечисление которых было бы весьма
утомительным. В первую очередь в ход идут галантные аргументы типа: мы слишком
любим женщин, чтобы позволить им голосовать; как некогда у Прудона, превозносится
«настоящая женщина», принимающая дилемму «куртизанка или домохозяйка»; женщина
потеряла бы все свое очарование, начав голосовать; она возвышается на пьедестале, так
164
пусть и не сходит с него; став избирательницей, она теряет все и ничего не приобретает;
для того чтобы повелевать мужчинами, ей не нужен избирательный бюллетень и т.д.
Более серьезным аргументом служат интересы семьи: место женщины дома;
политические дискуссии привели бы к раздорам между супругами. Некоторые признаются
в умеренном антифеминизме. Женщины отличаются от мужчин. Они не служат в армии.
А что, проститутки тоже будут голосовать? А другие высокомерно настаивают на
мужском превосходстве. Голосование это обязанность, а не право, женщины ее
недостойны. Они не столь умны и не столь образованны, как мужчины. Если бы они стали
|