Navigation bar
  Print document Start Previous page
 145 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
14
Часть третья
15
Глава 1
История показала нам, что реальная власть всегда была в руках мужчины; с самого начала
эпохи патриархата они считали полезным держать женщину в состоянии зависимости; их
законодательство было направлено против нее; и таким образом она была конкретно
конституирована как Другой. Это положение отвечало экономическим интересам мужчин,
но оно также удовлетворяло их онтологические и моральные запросы. Когда субъект
пытается утвердить себя, ограничивающий и отрицающий его Другой все же ему
необходим, ибо он может достичь себя только через такую реальность, что не есть он сам.
Именно поэтому жизнь человека никогда не может быть полнотой и покоем, она всегда
нехватка и движение, всегда борьба. Человек сталкивается с противостоящей ему
Природой; он обладает «подступом» к ней и пытается присвоить ее. Но она неспособна
заполнить внутреннюю пустоту. Либо она осознается только в чисто абстрактном
противопоставлении, и тогда она — препятствие и остается чуждой; либо она пассивно
подчиняется воле человека и дает ему себя ассимилировать; он может владеть ею, только
потребляя, то есть разрушая ее. В обоих случаях он остается один; один, когда берет в
руки камень, один, когда поедает плод. Присутствие другого возможно, только если
другой — это представший перед ним он сам, то есть подлинно «Другое» — это «Другое»
сознания, существующего отдельно от моего и в то же время ему идентичного. Только
благодаря существованию других людей каждый человек может вырваться из своей
имманентности, обнаружить подлинность своего бытия, осуществиться в трансценденции,
выходя к объекту, как проект. Но эта посторонняя свобода, подтверждающая мою
свободу, еще и вступает с ней в конфликт; в этом трагедия несчастного сознания; каждое
сознание претендует на то, чтобы только себя одного полагать в качестве суверенного
субъекта. Каждый стремится к самоосуществлению через порабощеиие другого. Но и раб
в труде и страхе тоже ощущает себя как
 
181 
существенное, а несущественным в результате диалектического поворота оказывается
хозяин. Драму эту можно преодолеть, если каждый свободно признает в другом личность,
полагая одновременно себя и другого и как объект и как субъект во взаимно
направленном движении. Но дружба, великодушие, через которые совершается это
признание свобод, — нелегкие добродетели; без сомнения, они представляют собой
высшую реализацию человека, через них он достигает своей истинности; но истинность
эта предполагает постоянно намечающуюся и постоянно устраняемую борьбу; она
требует, чтобы человек ежеминутно превозмогал себя. Другими словами можно сказать,
что человек приходит к подлинно моральному поведению, когда отказывается быть,
чтобы взять на себя ответственность за свое существование; этим обращением он
отрекается и от всякой установки на обладание, ибо обладание — один из способов
поиска возможности быть; однако это обращение, в результате которого он достигает
истинной мудрости, никогда не может совершиться до конца — его надо совершать
беспрерывно, оно требует постоянного напряжения. Получается, что, неспособный
реализоваться в одиночестве, человек, общаясь с себе подобными, постоянно
подвергается опасности: жизнь его — это трудное предприятие, успех которого никогда
Hosted by uCoz