Navigation bar
  Print document Start Previous page
 147 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
мужчинам женщину». В этих и подобных им фразах мужчина который раз с вызывающей
наивностью утверждает, что его присутствие в этом мире — факт неизбежный, его право,
а вот присутствие женщины — простая случайность, но случайность счастливая. Будучи
воспринимаема в качестве Другого, женщина тем самым воспринимается как полнота
бытия в противоположность тому существованию, что заставляет человека ощущать
внутри себя ничто; Другой, определенный как объект в глазах субъекта, полагается как
«вещь-в-себе», то есть как бытие. В женщине позитивно воплощается отсутствие чего-то,
которое человек носит в своем сердце, и он надеется реализовать себя, пытаясь через нее
добраться до самого себя.
В то же время она представляла для него не единственное воплощение Другого, не всегда
в истории ей придавалось такое значение. Бывали моменты, когда ее затмевали другие
идолы. Когда гражданина поглощает Город, Государство, у него уже нет возможности
заниматься своей частной судьбой. Посвященная государству спартанка имела более
высокое положение, чем другие греческие женщины. Но зато ее и не преображала никакая
мужская мечта. Культ вождя, будь то Наполеон, Муссолини, Гитлер, исключает всякий
иной культ. При военной диктатуре, при тота-
 
183 
литарном режиме женщина перестает быть привилегированным объектом, и, разумеется,
женщину обожествляют в богатой стране, жители которой не слишком представляют себе,
во имя чего им жить, — что и происходит в Америке, Зато социалистические теории,
требующие уравнивания всех людей, не признают, чтобы в будущем и даже уже в
настоящем какая-либо категория людей была объектом или идолом: в подлинно
демократическом обществе, о котором возвещает Маркс, нет места Другому. И все же
немногие мужчины в точности соответствуют образу солдата, борца, который они для
себя выбрали; и в той мере, в какой они продолжают оставаться личностями, женщина
сохраняет в их глазах особую ценность. Я видела письма немецких солдат к французским
проституткам, где, несмотря на нацизм, наивно просматривалась живучая традиция
голубого цветка. Коммунистические писатели, вроде Арагона во Франции или Витторини
в Италии, в своих произведениях выводят на первый план женщину — возлюбленную и
мать. Быть может, когда-нибудь миф о женщине угаснет: чем больше женщины
утверждают себя как человеческие существа, тем скорее умирает в них чудесное качество
Другого, Но пока миф этот живет в сердцах всех мужчин.
Любой миф предполагает наличие Субъекта, проецирующего свои чаяния и опасения в
трансцендентное небо. Поскольку женщины не полагали себя как Субъект, они не создали
мужского мифа, в котором отразились бы их проекты; у них нет ни религии, ни поэзии,
которые принадлежали бы собственно им: они и мечтают посредством мужских мечтаний.
Они поклоняются богам, придуманным мужчинами. Последние для собственного
восхваления создали великие мужественные образы: Геракла, Прометея, Парсифаля; в
судьбе этих героев женщина играет второстепенную роль. Конечно, существуют
стилизованные образы мужчины, в которых он запечатлен в своих отношениях с
женщиной, — это образы отца, соблазнителя, мужа, ревнивца, хорошего сына, дурного
сына; но их опять же создали мужчины, и до уровня мифа они не поднялись; практически
это всего лишь клише. А вот женщина определяется исключительно в своих отношениях с
мужчиной. Асимметрия отношений между мужской и женской категориями проявляется в
одностороннем построении сексуальных мифов. Иногда говорят «пол», позразумевая под
Hosted by uCoz