Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
сношениям первой женщины со змием.
192
имеет на органические субстанции, находящиеся на полпути от материи к жизни; и не
столько потому, что это кровь, сколько потому, что выделяется она из детородного
органа; даже когда точная функция ее неизвестна, ясно, что она связана с зарождением
жизни; не зная о существовании яичника, древние даже видели в менструальных
выделениях дополнение к сперме. В действительности дело не в том, что кровь эта делает
женщину нечистой, скорее она просто свидетельствует о нечистоте женщины; она
появляется в тот момент, когда женщина может быть оплодотворена; а когда она исчезает,
женщина, как правило, снова становится бесплодной; она течет из того самого чрева, где
формируется зародыш. На нее переносится ужас, который мужчина испытывает по
отношению к женской плодовитости.
Среди табу, связанных с женщиной в состоянии нечистоты, ни одно не может сравниться
по строгости с запрещением всяких половых сношений. Левит осуждает мужчину,
преступившего это правило, на семь дней нечистоты. Законы Ману на этот счет более
суровы; «Мудрость, энергия, сила, жизнеспособность окончательно гибнут в мужчине,
приблизившемся к женщине, нечистой от менструальных выделений». На мужчин,
имевших половые связи во время менструации, налагалась пятидесятидневная епитимья.
Поскольку считается, что женское начало достигает в этот период максимальной силы,
возникает опасение, как бы при интимном контакте оно не возобладало над мужским
началом. Еще более неопределенно то чувство отвращения, которое мужчина испытывает,
обнаруживая в женщине, которой обладает, пугающую его материнскую сущность; он
старается разъять эти два аспекта женственности: поэтому запрещение инцеста в форме
экзогамии или в более современных вариантах является универсальным законом; поэтому
мужчина избегает полового сближения с женщиной в те моменты, когда она особенно
предана исполнению своей воспроизводящей роли; во время месячных, когда она
беременна или кормит грудью. Эдипов комплекс описание которого, впрочем,
следовало бы обновить не противоречит такому отношению, а, наоборот,
подразумевает его. Мужчина защищается от женщины постольку, поскольку это смутный
источник мира и неясное органическое становление, Между тем в этом же самом обличье
женщина позволяет обществу, отделившемуся от космоса и богов, поддерживать с ними
связь. До сих пор у бедуинов и ирокезов от нее зависит плодородие полей; в античной
Греции она слышит подземные голоса; ей внятен язык ветра и деревьев она Пифия,
Сибилла, прорицательница; ее устами говорят мертвые и боги. Она и сегодня сохраняет
дар прорицания; она медиум, хиромантка, гадалка, ясновидящая, вдохновленная
свыше; она слышит голоса, у нее бывают видения. Когда мужчины ощущают потребность
вновь погрузиться в лоно растительной и животной жизни как Антей, прикасавшийся к
земле, чтобы восстановить силы, они взывают к
193
13-2242
|