Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
выпущенные в свет с начала нынешнего века, что-нибудь существенно прояснили в этой
проблеме. А в чем она, собственно, заключается? И есть ли вообще женщины? Конечно,
теория вечной женственности имеет еще своих приверженцев, «Даже в России они все же
остаются женщинами», шепчут они; но другие весьма знающие люди а зачастую те
же самые вздыхают: «Женщина теряет свою суть, нет больше женщины». Сейчас уже
не скажешь наверное, существуют ли еще женщины, будут ли они существовать всегда,
надо или нет этого желать, какое место занимают они в мире, какое место им следовало
бы в нем занимать. «Где женщины?» вопрошал недавно один нерегулярно выходивший
иллюстрированный журнал1, Но прежде всего: что же такое женщина? «Tota
mulier
in
utero: это матка», говорит один. Между тем об иных женщинах знатоки заявляют: «Это
не женщины», хотя у них, как и у всех остальных, есть матка. Все согласны признать, что
в роде человеческом есть самки; сегодня, как и когда бы то ни было, они составляют
примерно половину человечества. И все же нам говорят, что «женственность в
опасности»; к нам взывают: «Будьте женщинами, останьтесь женщинами, станьте
женщинами». Значит, не всякое человеческое существо женского пола обязательно
является женщиной; для этого нужно приобщиться к находящейся под угрозой
таинственной реальности, которая и есть женственность, Ее что, выделяют яичники? Или
она застыла где-то на платоновском небосводе? И довольно ли шуршащей юбки, чтобы
спустить ее на землю? И хотя многие женщины усердно пытаются воплотить ее, идеал так
никогда и не становится доступнее. Ее охотно описывают в туманных и ускользающих от
понимания выражениях, которые кажутся заимствованными из словаря ясновидящих. Во
времена святого Фомы Аквинского ее сущность представлялась столь же четко
определенной, как снотворное воздействие
1 Сейчас он уже умер, его название «Франшиз».
25
мака. Но концептуализм сдал позиции: биологические и общественные науки уже не верят
в существование незыблемых и неизменных сущностей, которые обусловливали бы
изначально данные характеры, будь то характер женщины, еврея или негра; они
рассматривают характер как вторичную реакцию на определенную ситуацию, И сегодня
женственности нет, потому что ее никогда и не было. Означает ли это, что слово
«женщина» лишено всякого содержания? Именно так настойчиво утверждают сторонники
философии Просвещения, рационализма, номинализма; дескать, женщины это
представители рода человеческого, которых произвольно называют словом «женщины»; в
частности, американки охотно думают, что женщины как таковой больше не существует;
если какая-нибудь отсталая особа все еще считает себя женщиной, подруги советуют ей
пойти к психоаналитику, чтобы » избавиться от этой навязчивой идеи. По поводу одного
труда, * впрочем, вызывающего изрядное раздражение, озаглавленного «Modem
woman:
a
lost sex» («Современная женщина: утраченный пол»), Дороти Паркер писала: «Я не могу
справедливо судить о книгах, в которых женщина рассматривается как женщина... Я
убеждена, что все мы, как мужчины, так и женщины, кем бы мы ни были, должны
восприниматься как человеческие существа...» Но номинализм учение недостаточное;
и антифеминисты могут вволю доказывать, что женщины не есть мужчины. Несомненно,
женщина, как и мужчина, является человеческим существом, но подобное утверждение
абстрактно, фактом же следует признать, что любое конкретное человеческое существо
всегда живет в своей определенной ситуации. Отрицать понятия вечной женственности,
негритянской души, еврейского характера не значит отрицать существование евреев,
|