Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Цирцея, превращавшая своих любовников в животных, ундина, увлекающая рыбака на
дно пруда. Плененный ее прелестями мужчина уже не имеет ни воли, ни проекта, ни
будущего, он уже не гражданин, но тело раб своих желаний, он
206
вычеркнут из общежития, ограничен мгновением, пассивно поддается смене мук и
наслаждений; извращенная волшебница восстанавливает страсть против долга, настоящий
момент против единства времени, она держит путника вдали от родного очага, она
дарует забвение. Стремясь завладеть Другим, мужчина должен оставаться самим собой;
но, ощутив крах своего стремления к невозможному обладанию, он пытается стать тем
самым Другим, с которым ему не удается воссоединиться; тогда он отчуждается, теряется,
выпивает волшебный напиток, делающий его чужим самому себе, погружается в
быстротечные смертные воды. Мать обрекает сына на смерть, давая ему жизнь;
любовница склоняет любовника отречься от жизни и отдаться высшему сну. Связь между
Любовью и Смертью была патетически воспета в легенде о Тристане, но есть в ней и
более изначальная истина. Рожденный из плоти, мужчина в любви осуществляется как
плоть, а плоть предназначена могиле. Тем самым подтверждается союз Женщины и
Смерти; великая жница это перевернутый лик плодородия, благодаря которому растут
колосья. Но она же представляется ужасной невестой, скрывающей свой скелет под
обманчивой нежностью плоти1.
Итак, в женщине, будь то любовница или мать, мужчина прежде всего лелеет и ненавидит
застывший образ собственной животной судьбы, жизнь, необходимую для его
существования, но обрекающую его на конечность и смерть. В день своего появления на
свет человек начинает умирать; эту истину и воплощает Мать. Зачиная, он утверждает
примат вида над самим собой именно это он постигает в объятиях супруги; в смятении
и наслаждении он еще до зачатия забывает об исключительности своего «я». Даже если он
пытается разделить себя и возлюбленную, в обоих очевидно для него только одно: их
плотская природа. Он одновременно стремится полностью осуществиться как плоть
почитает мать, желает любовницу и восстает против плоти с отвращением и страхом.
Есть один весьма знаменательный текст, где мы найдем синтез почти всех этих мифов,
я имею в виду то место в «Курдской ночи», где Жан-Ришар Блок описывает, как молодой
Саад сжимает в объятиях женщину намного старше его, но еще красивую, во время
разграбления города: «Ночь стирала контуры предметов и ощущений. И уже не женщину
прижимал он к своей груди. Он наконец приближался к цели нескончаемого путешествия,
длившегося с сотворения мира. Он понемногу растворился в необъятности, колыхавшейся
вокруг него, бескрайней и безликой. Все женщины перепутались в одной стране,
гигантской, неприступной, унылой, как желание, Например, в балете Превера «Свидание»
и в балете Кокто «Юноша и Смерть» Смерть представлена в образе молодой
возлюбленной.
207
знойной, как лето... Между тем он с робким восхищением узнавал сокрытое в женщине
|