Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
мужчину и присваивает себе его член. Но, кажется, сами эти теории нуждаются в
психоанализе, а врачи, которые их изобрели, перенесли в них страхи своих предков1.
Все эти страхи проистекают из того, что в Другом, как его ни присоединяй, по-прежнему
содержится «другое». В патриархальном обществе женщина сохранила многие из
внушавших опасение свойств, которыми она обладала в примитивном обществе. А
поэтому ее никогда не уступают Природе, но окружают табу, очищают обрядами,
устанавливают над ней контроль священнослужителей; мужчину наставляют избегать ее
природной наготы, приступать к ней только через церемонии, таинства, отрывающие ее от
земли, от плоти и преображающие в человеческое существо; и тогда ее магическим
свойствам задают нужное направление, как молнии с изобретением громоотвода и
электростанций. Появляется даже возможность использовать их в интересах сообще-
Мы уже показали, что миф о самке богомола не имеет никакой биологической основы.
211
ства: здесь мы видим новую фазу в том колебательном движении, которое определяет
отношение человека к своей самке. Он любит ее постольку, поскольку она принадлежит
ему, и боится ее постольку, поскольку она остается Другим; но именно в качестве
ужасного Другого он хочет сделать ее еще в большей степени своею: это и приведет к
тому, что он признает за ней человеческое достоинство и станет относиться к ней как к
себе подобной.
В патриархальной семье женская магия была сильно одомашнена. Женщина позволяет
обществу своим посредничеством интегрировать в себе космические силы. В труде
«Митра-Варуна» Дюмезиль сообщает, что в Индии, как и в Риме, у мужчины есть два
способа утвердить свою власть; в Варуне и Ромуле, в гандхарвах и луперкиях
агрессивность, насилие, беспорядок, hybris; и тогда женщина предстает существом,
которое надо захватить, взять силой; похищенные сабинянки оказываются бесплодными,
и их стегают ремнями из козлиной кожи, жестокостью отвечая на жестокость. Но Митра,
Нума, брахманы и фламины, наоборот, обеспечивают порядок и разумное равновесие в
городе: тогда жена связывается с мужем сложными обрядами бракосочетания и,
сотрудничая с ним, обеспечивает ему господство над всеми женскими силами природы; в
Риме, если у фламина Юпитера умирает жена, он слагает с себя полномочия. В Египте
Исида, утратив свое всемогущество богини-матери, все же остается великодушной,
улыбающейся, доброжелательной и мудрой, став блистательной супругой Озириса. А
когда женщина предстает союзницей мужчины, его дополнением, его половиной, она
обязательно наделена сознанием, душой; он не смог бы находиться в такой тесной
зависимости от существа, не приобщенного к человеческой сущности. Мы уже видели,
что законы Ману обещали законной супруге такой же рай, как и ее мужу. Чем больше
мужчина индивидуализируется и отстаивает свою индивидуальность, тем больше он
склонен признать в своей подруге личность и свободу. Восточный человек, не
заботящийся о собственной судьбе, довольствуется самкой, она для него объект
наслаждения; мечта же западного человека, поднявшегося до осознания своей
исключительности, это чтобы его признала чья-то чужая, покорная ему свобода. Грек
не находит в затворнице гинекея себе подобного существа, которое ему требуется; а
потому он обращает свою любовь на партнеров мужского-пола, в чьем теле, как и в его
собственном, живет сознание и свобода, или же посвящает ее гетерам, чьи независимость,
|