Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Именно через женщину, чей дух глубоко сопричастен природе, мужчине открывается путь
к исследованию бездны молчания и плодовитой ночной тьмы. Сама по себе Муза ничего
не создает; это остепенившаяся Сивилла, послушно ставшая служанкой своего господина.
Ее советы могут пригодиться даже в конкретных и практических областях. Мужчина
хочет добиваться придуманных им целей без помощи себе подобных, и если свое мнение
высказал бы другой мужчина, он нашел бы его назойливым; однако он воображает, что
женщина говорит с ним от имени других ценностей, от имени другой мудрости, на
обладание которой он и не претендует, в которой больше инстинктивного, больше
непосредственной связи с реальностью; Эгерия сообщает вопрошающему то, что
подсказывает ей «интуиция»; самолюбие не мешает ему советоваться с ней, это как если
бы он просил совета у звезд. Эта «интуиция» проникает даже в дела и политику: Аспазия
и г-жа де Ментенон и сегодня делают головокружительную карьеру1.
Есть еще одна функция, которую мужчина охотно доверяет женщине: будучи целью
деятельности мужчин и источником их решений, она тем самым оказывается мерой
ценностей. В ней обнаруживаются качества оптимального судьи. Мужчина мечтает о
Другом не только для того, чтобы им обладать, но и для того, чтобы найти подтверждение
сйоим действиям; если он станет искать подтверждения у мужчин, у ему подобных, это
потребует от него постоянного напряжения; поэтому он хочет, чтобы какой-нибудь взгляд
извне сообщил его жизни, его деятельности и ему самому
1 Само собой разумеется, что в действительности они проявляют интеллектуальные
способности, абсолютно идентичные мужским.
224
абсолютную ценность. Взгляд Бога недосягаем, чужд, тревожен; даже в эпохи большой
веры только нескольким мистикам довелось испытать его жгучее воздействие. Эта
божественная роль часто возлагается на женщину. Живя рядом с мужчиной и под его
властью, она не полагает никаких чуждых ему ценностей ив то же время, в качестве
Другого, остается вне мужского мира, а значит, сохраняет способность воспринимать его
объективно. Именно она в каждом конкретном случае укажет на наличие или отсутствие
мужества, силы, красоты, опираясь на полученную извне универсальную оценку этих
качеств. Мужчины слишком заняты своими отношениями сотрудничества или борьбы,
чтобы быть публикой друг для друга: они друг за другом не наблюдают. Женщина же
остается в стороне от их деятельности, не участвует в поединках и битвах; самим своим
положением она предназначается на роль зрителя. Рыцарь бьется на турнире ради своей
дамы; поэты добиваются одобрения женщин. Когда Растиньяк хочет завоевать Париж, он
прежде всего решает иметь женщин, не столько для того, чтобы обладать ими телесно,
сколько для того, чтобы пользоваться репутацией, которую могут обеспечить мужчине
только они одни. На своих молодых героев Бальзак проецировал историю собственной
юности; его становление проходило под опекой любовниц старше его по возрасту; и не
только в «Лилии в долине» женщина играет роль воспитательницы; та же роль отводится
ей и в «Воспитании чувств», и в романах Стендаля, и во многих других романах
воспитания. Мы уже видели, что женщина одновременно «физис» и «антифизис»;
равно как и Природу, она воплощает Общество; в ней находят отражение цивилизация
определенной эпохи, ее культура, о чем можно судить по куртуазной лирике,
«Декамерону», «Астрее»; она вводит новую моду, правит салонами, направляет и
отражает общественное мнение. Известность, слава это женщины. «Толпа
|