Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
женщиной, Смятенье ощущает в своем сознании, как будто столкнувшись с
кредитором»4.
И в то же время эта слабость должна склониться перед силой. В браке жена отдается
мужу, а он берет на себя ответственность за нее; Лала ложится на землю перед К¸вром, а
он ставит на нее ногу. Отношение жены к мужу, дочери к отцу, сестры к брату это
отношение вассальной зависимости. Синь приносит Жоржу клятву рыцаря своему
сюзерену.
«Вы вождь, я бедная сивилла, хранящая огонь»5.
«Дай мне клятву принести, как молодые рыцари клянутся! О мой сеньор! Дай мне
поклясться, не выпуская меня из рук, 1 «Залог».
2 «Город».
3 «Обмен».
4 Там же.
5 «Залог».
К оглавлению
270
И будет эта клятва свята, как монашеский обет, О муж из рода моего! »1
Верность и честность это величайшие человеческие добродетели вассалки. Мягкая,
кроткая, смиренная как женщина, она горда и неукротима как представительница своего
рода; такова гордая Синь де Куфонтэн, такова принцесса из «Золотой Головы», которая
выносит на своих плечах тело убитого отца, соглашается на нищету дикой и одинокой
жизни, принимает муку распятия и ухаживает за Золотой Головой в его предсмертной
агонии, а потом умирает рядом с ним. Часто женщина предстает перед нами
примирительницей, посредницей: она Эсфирь, исполняющая приказы Мардохея,
Юдифь, послушная воле священников; она способна победить в себе слабость,
малодушие, стыдливость во имя честного служения Делу, которое она считает своим,
поскольку это дело ее хозяев; в своей преданности она черпает силу, которая делает ее
ценнейшим орудием в руках мужчины.
Итак, в человеческом плане получается, что источником величия для нее становится сама
ее подчиненность. Однако в глазах Бога она совершенно самостоятельное существо. То,
что у мужчины существование постоянно выходит за свои пределы, а у женщины оно
сохраняется в неизменном виде, устанавливает между ними различие только с земной
точки зрения; трансценденция же все равно осуществляется не на земле, а в Боге. А
женщина имеет с ним столь же прямую, но еще более тесную и тайную связь, что и ее
спутник. К Синь Бог обращается устами мужчины правда, священника, тогда как
Виолен слышит его голос в уединении собственного сердца, а Пруэз имеет дело только с
Ангелом-Хранителем. Самые возвышенные образы у Клоделя женщины: Синь, Виолен,
|