Navigation bar
  Print document Start Previous page
 229 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
себя в дар другому, а другое не могло бы жить, не ответив ему тем же, — и этот взаимный
дар в глазах всех был бы единственным естественным и сверхъестественным мостиком,
брошенным над жизнью», Итак, женщина благодаря внушенной и разделенной ею любви
— это единственное возможное спасение для каждого мужчины. В «Аркане 17» ее миссия
расширяется и уточняется: она призвана спасти человечество. Бретон во все времена
вписывался в традицию Фурье, который, требуя реабилитации плоти, превозносит
женщину как эротический объект; совершенно естественно, что он приходит к идее
сенсимонистов о женщине возрождающей. В современном обществе мужчины
господствуют настолько, что в устах какого-нибудь Гурмона было оскорблением сказать о
Рембо: «Девичий темперамент!» И все же, «видимо, настало время обратить внимание на
женские идеи, а не на мужские, которые весьма шумно переживают ныне свое крушение...
Да, в воображении мужчины продолжает жить образ утраченной женщины, 
278 
но через всяческие испытания для нее и для него должна возникнуть и женщина
обретенная. И прежде всего надо, чтобы она сама вновь обрела себя, чтобы научилась
распознавать себя среди того ада, на который обрекает ее без всякой более чем
проблематичной поддержки то мнение, которое в целом составил о ней мужчина».
Роль, которую ей следовало бы играть, — это прежде всего роль миротворческая. «Меня
всегда поражало, что тогда не раздался ее голос, что она и не подумала воспользоваться
всеми возможными преимуществами, колоссальными преимуществами, даваемыми двумя
неотразимыми и бесценными модуляциями ее голоса: одна — чтобы говорить с
мужчиной, другая — чтобы привлечь к себе все доверие ребенка. Нет такого чуда, нет
такого будущего, которого не добился бы великий женский крик неприятия и тревоги,
этот никогда не теряющий могущества крик... Когда же явится женщина, просто
женщина, которая совершит иное чудо — протянет руки к сражающимся, чтобы молвить
им: "Вы — братья"?». И если сегодня женщина выглядит неприкаянной,
неуравновешенной, то это результат того, как обращаются с ней тираны-мужчины; но она
по-прежнему обладает чудотворной силой, потому что уходит корнями в живые
источники жизни, секреты которых утрачены мужчинами. «Мелюзина, наполовину
захваченная панической жизнью, Мелюзина, с лодыжками из щебня, или из морской
травы, или из ночного пуха, я взываю к ней, потому что только она одна способна
вправить эту дикую эпоху. Это женщина вообще вся целиком, и при этом женщина
нынешнего дня, женщина, лишенная места за общим столом, бессрочная пленница своих
движущихся корней, но обладающая в то же время божественным даром общаться через
них с силами природных стихий... Женщина, лишенная места за общим столом, — так
утверждает легенда, порожденная нетерпением и завистью мужчины».
Итак, сегодня настало время вступиться за женщину; и не дожидаясь, пока ей будет
возвращена ее истинная ценность в жизни, следует «недвусмысленно выступить в
искусстве против мужчины и за женщину». «Женщина-дитя. Именно ее пришествие в
империю чувств должно систематически подготавливать искусство». Почему женщина-
дитя? Бретон объясняет нам это: «Я выбираю женщину-дитя не для того, чтобы
противопоставить ее остальным женщинам, но потому, что в ней, и только в ней, на мой
взгляд, содержится в состоянии абсолютной прозрачности другая1 призма видения
мира...»
В той мере, в которой женщина воспринимается как просто человеческое существо, она,
так же как и существа мужского пола, окажется бессильна спасти этот терпящий бедствие
Hosted by uCoz