Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
времена мужчина во всеуслышание заявлял о том, как радостно ему чувствовать себя
царем творения. «Благословен Господь Бог наш и Бог всех миров, что Он не создал меня
женщиной», говорят евреи на утренней молитве, в то время как их супруги смиренно
шепчут: «Благословен Господь, что создал меня по воле Своей». Среди благодеяний, за
которые Платон благодарил богов, первым было, что они создали его свободным, а не
рабом, вторым что он Мужчина, а не женщина. Но мужчины не могли бы во всей
полноте наслаждаться этой привилегией, если бы не считали ее основанной на вечности и
абсолюте свое главенство они постарались перевести в право. «Те, кто составлял
законы и своды законов, будучи мужчинами, обратили их на пользу своему полу, а
юрисконсульты превратили законы в принципы», говорил еще Пулен де ля Барр.
Законодатели, священники, философы, писатели, ученые рьяно доказывали, что
подчинен-
33
ное положение женщины угодно небесам и полезно на земле. Выдуманные мужчинами
религии отражают эту жажду господства: их оружием стали легенды о Еве и Пандоре,
философию и теологию они поставили себе на службу, как показывают приведенные
выше цитаты из Аристотеля и святого Фомы Аквинского. Со времен античности сатирики
и моралисты находили удовольствие в изображении женских слабостей. Всем известны
гневные обвинительные речи против женщин, которыми изобилует французская
литература; традиция Жана де Менга с не меньшим пылом подхвачена Монтерланом.
Иногда эта враждебность выглядит обоснованной, часто беспричинной. На самом деле в
ней кроется более или менее умело замаскированное желание самооправдаться. «Проще
обвинить один пол, чем извинить другой», сказал Монтень. В некоторых случаях это
стремление очевидно. Поразительно, например, что римский кодекс, ограничивая права
женщин, ссылается на «глупость и немощность этого пола» в то время, когда в результате
ослабления семьи возникла опасность вытеснения наследников мужского пола.
Поразительно, что в XVI веке, чтобы удержать замужнюю женщину в полной
зависимости от мужа, ссылались на авторитет Блаженного Августина, говорившего, что
«женщина это животное, не имеющее ни двора, ни хлева», тогда как за незамужней
признавалось право распоряжаться своим имуществом. Монтень очень хорошо понял
произвол и несправедливость удела, выпавшего на долю женщин: «Женщин не за что
осуждать, когда они отказываются принимать порядки, заведенные в этом мире, ведь их
установили мужчины без их участия. Естественно, между нами и ними возникают интриги
и ссоры». Но он не пошел так далеко, чтобы стать их защитником, Лишь в XVIII веке
люди глубоко демократических убеждений стали рассматривать этот вопрос объективно.
Дидро среди прочих берется доказывать, что женщина, как и мужчина, является
человеком. Немного позже ее рьяно защищает Стюарт Милль. Но эти философы
исключительно беспристрастны. В XIX веке споры о феминизме возобновляются с новой
силой среди его сторонников. Одним из следствий промышленной революции стало
участие женщины в производительном труде: и тогда феминистские требования вышли из
области теории и обрели экономическую базу. Это еще больше ожесточило их
противников. Несмотря на частичное развенчание земельной собственности, буржуазия
цепляется за старую мораль, которая видит в прочности семьи гарантию частной
собственности, чем реальнее становится угроза женской эмансипации, тем настойчивее
призывают женщину к домашнему очагу. Даже внутри рабочего класса мужчины
попытались притормозить это освобождение, потому что видели в женщинах опасных
конкурентов, тем более что те привыкли работать за низкую зарплату. Чтобы доказать
|