Navigation bar
  Print document Start Previous page
 233 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
вверх ногами: прежде всего не стоит попадаться в ловушки серьезности; так как вещи,
считающиеся важными, недоступны для женщин, они меньше, чем мужчины, рискуют
потерять в них себя; у них больше шансов уберечь ту естественность, ту наивность, то
великодушие, которые Стендаль ставит превыше всех прочих заслуг; больше всего он
ценит в них то, что мы сегодня назвали бы их подлинностью; это и есть общая черта всех
женщин, которых он любил или придумал с любовью; все они — существа свободные и
настоящие. В некоторых из них свобода проявляется с оглушительной силой: Анжела
Пьетрагуа, «возвышенная шлюха на итальянский манер, на манер Лукреции Борджиа»,
или г-жа Азюр, «шлюха на манер дю Барри... одна из тех француженок, что менее всего
походят на куколок, которых мне доводилось встречать», открыто восстают против
нравов. Ламьель смеется над условностями, нравами, законами; Сансеверина рьяно
кидается в гущу интриг и не отступает перед преступлением. Другие женщины благодаря
живости ума поднимаются над пошлостью: такова Мента, такова Матильда де ля Моль,
критикующая, ругающая, презирающая окружающее общество и желающая отличаться от
него. У третьих свобода приобретает чисто негативный характер; в г-же де Шателле
бросается в глаза ее безразличие ко всему второстепенному; подчиняясь воле отца и даже
его взглядам, она тем не менее противопоставляет заложенным в них буржуазным
ценностям то самое равнодушие, что дает повод упрекать ее в ребячестве и содержит в
себе источник ее беззаботной веселости; Клелия Конти также отличается сдержанностью;
балы, обычные развлечения молодых девушек ее не трогают; кажется, она всегда холодна
«то ли из презрения ко всему окружающему, то ли из сожаления о какой-то далекой
химере»; она судит мир и возмущается его низостью. Глубже всего дух независимости
запрятан в душе г-жи де Реналь; она сама не знает, что не до конца смирилась со своей
судьбой; ее отвращение к окружающей пошлости выражается в крайней
чувствительности, 
283 
уязвимости; ей чуждо лицемерие; она не утратила душевной щедрости, способности
сильно чувствовать, в ней живет стремление к счастью; жар от огня, теплящегося у нее
внутри, едва проникает наружу, но малейшего дуновения достаточно, чтобы пламя
охватило все ее существо. Женщины эти просто живые; они знают, что источник
истинных ценностей — не во внешних вещах, а в человеческих сердцах; и в этом
заключается очарование мира, в котором они Живут: они изгоняют из него скуку самим
фактом своего присутствия вместе с мечтами, желаниями, радостями, чувствами,
вымыслом. Сансеверина, эта «активная душа», боится скуки больше смерти. Прозябать в
скуке — «значит не давать себе умереть, — говорила она, — но не значит жить»; она
«всегда чем-то страстно увлечена, всегда деятельна и при этом всегда весела».
Легкомысленные, наивные или глубокие, веселые или серьезные, заносчивые или
скрытные, все они отвергают тяжелое забытье, в которое погружено человечество. И
стоит этим женщинам, сумевшим сохранить свободу, когда в ней не было никакого проку,
встретить предмет, достойный их, как страсть возносит их к высотам героизма; в их
душевной силе и энергии сказывается диковатая чистота полной самоотдачи.
Но одна свобода не могла бы наделить их такой романтической привлекательностью:
просто свобода внушает уважение, но не затрагивает чувства; а вот усилия, которые
предпринимает свобода для преодоления препятствий на пути к ее осуществлению,
трогают за живое; чем труднее борьба, тем больше в женщинах патетики. Победы над
внешними ограничениями уже достаточно, чтобы привести Стендаля в восхищение; в
«Итальянских хрониках» он заточает своих героинь в монастыри, держит под замком во
дворце ревнивого супруга; им приходится изобретать тысячу хитростей, чтобы
Hosted by uCoz