Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
личность. Голландец Гартсакер в 1694 году рисовал гомункула, спрятанного в
сперматозоиде, а в 1699-м другой ученый заявил, что видел, как сперматозоид откинул
нечто вроде оболочки и под ней оказался маленький человечек, которого он тоже
нарисовал. По всем этим гипотезам, женщина должна лишь только вскармливать активное
и совершенно сложившееся живое начало. Теории эти были приняты не всеми, и
дискуссии продолжались до XIX века. Изучение животного яйца стало возможным в
результате изобретения микроскопа. В 18 2 7 году Баер идентифицировал яйцо
млекопитающих оно представляет собой элемент, содержащийся внутри граафова
пузырька, и вскоре стало возможным изучение его дробления. В 1835 году были открыты
саркорн, то есть протоплазма, а затем клетка. В 1877 году было произведено
наблюдение, показавшее, как сперматозоид проникает в яйцо морской звезды; с тех пор
было установлено соответствие между ядрами обеих гамет; их слияние впервые было
проанализировано в 1883 году бельгийским зоологом.
Однако идеи Аристотеля полностью не утратили своего влияния. Гегель считает, что два
пола должны быть различными: один активный, другой пассивный, и само собой
разумеется, что пассивность достается в удел женскому полу. «Вследствие
дифференциации мужчина являет собой принцип активный, а женщина принцип
пассивный, ибо она остается в своем неразвернутом единстве»1. И даже после того, как
яйцеклетка была признана активным принципом, мужчины попытались противопоставить
ее инертность подвижности сперматозоида. Сегодня вырисовывается обратная тенденция;
открытия в области партеногенеза побудили некоторых ученых свести роль самца к
психохи(. мическому фактору. Выяснилось, что в некоторых видах воздействия кислоты
или механического раздражителя может оказаться достаточно для того, чтобы вызвать
дробление яйца и развитие зародыша. С этого момента было смело выдвинуто
предположение, что мужская гамета не необходима для деторождения, самое большее
ей отводится роль катализатора. Может быть, однажды участие мужчины в зарождении
жизни станет ненужным кажется, об этом мечтает множество женщин. Но ничто не
дает права так смело опережать события, как ничто не дает права придавать
универсальный характер специфическим жизненным про? цессам. Явления бесполого
размножения и партеногенеза не более и не менее фундаментальны, чем воспроизводство
половым путем. Мы сказали, что у последнего нет никаких априорных преимуществ, но
ничто не указывает на то, что его можно свести к более элементарному механизму.
1 Гегель. Философия природы, часть 3, § 369, в рус. издании § 368. Перед.
46
Итак, отвергая любую априорную доктрину, любую слишком смелую теорию, мы
оказываемся перед фактом, не имеющим ни онтологического основания, ни
эмпирического оправдания, факта, априорное значение которого нам непонятно. Лишь
рассматривая его в конкретных проявлениях, мы можем надеяться докопаться до его
смысла тогда, быть может, прояснится и содержание слова «самка».
Мы не собираемся предлагать здесь философию жизни и не хотим поспешно становиться
на чью-либо сторону в споре между финализмом и механицизмом. В то же время
примечательно, что все физиологи и биологи прибегают к словарю, более или менее
заимствованному у финалистов, по той простой причине, что им приходится осмыслять
жизненные явления. Мы воспользуемся их лексикой. Не предрешая вопроса о
|