Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
личность. Голландец Гартсакер в 1694 году рисовал гомункула, спрятанного в
сперматозоиде, а в 1699-м другой ученый заявил, что видел, как сперматозоид откинул
нечто вроде оболочки и под ней оказался маленький человечек, которого он тоже
нарисовал. По всем этим гипотезам, женщина должна лишь только вскармливать активное
и совершенно сложившееся живое начало. Теории эти были приняты не всеми, и
дискуссии продолжались до XIX века. Изучение животного яйца стало возможным в
результате изобретения микроскопа. В 18 2 7 году Баер идентифицировал яйцо
млекопитающих — оно представляет собой элемент, содержащийся внутри граафова
пузырька, и вскоре стало возможным изучение его дробления. В 1835 году были открыты
саркорн, то есть протоплазма, а затем — клетка. В 1877 году было произведено
наблюдение, показавшее, как сперматозоид проникает в яйцо морской звезды; с тех пор
было установлено соответствие между ядрами обеих гамет; их слияние впервые было
проанализировано в 1883 году бельгийским зоологом.
Однако идеи Аристотеля полностью не утратили своего влияния. Гегель считает, что два
пола должны быть различными: один — активный, другой — пассивный, и само собой
разумеется, что пассивность достается в удел женскому полу. «Вследствие
дифференциации мужчина являет собой принцип активный, а женщина — принцип
пассивный, ибо она остается в своем неразвернутом единстве»1. И даже после того, как
яйцеклетка была признана активным принципом, мужчины попытались противопоставить
ее инертность подвижности сперматозоида. Сегодня вырисовывается обратная тенденция;
открытия в области партеногенеза побудили некоторых ученых свести роль самца к
психохи(. мическому фактору. Выяснилось, что в некоторых видах воздействия кислоты
или механического раздражителя может оказаться достаточно для того, чтобы вызвать
дробление яйца и развитие зародыша. С этого момента было смело выдвинуто
предположение, что мужская гамета не необходима для деторождения, самое большее —
ей отводится роль катализатора. Может быть, однажды участие мужчины в зарождении
жизни станет ненужным — кажется, об этом мечтает множество женщин. Но ничто не
дает права так смело опережать события, как ничто не дает права придавать
универсальный характер специфическим жизненным про? цессам. Явления бесполого
размножения и партеногенеза не более и не менее фундаментальны, чем воспроизводство
половым путем. Мы сказали, что у последнего нет никаких априорных преимуществ, но
ничто не указывает на то, что его можно свести к более элементарному механизму.
1 Гегель. Философия природы, часть 3, § 369, в рус. издании § 368. — Перед.
 
46
Итак, отвергая любую априорную доктрину, любую слишком смелую теорию, мы
оказываемся перед фактом, не имеющим ни онтологического основания, ни
эмпирического оправдания, факта, априорное значение которого нам непонятно. Лишь
рассматривая его в конкретных проявлениях, мы можем надеяться докопаться до его
смысла — тогда, быть может, прояснится и содержание слова «самка».
Мы не собираемся предлагать здесь философию жизни и не хотим поспешно становиться
на чью-либо сторону в споре между финализмом и механицизмом. В то же время
примечательно, что все физиологи и биологи прибегают к словарю, более или менее
заимствованному у финалистов, — по той простой причине, что им приходится осмыслять
жизненные явления. Мы воспользуемся их лексикой. Не предрешая вопроса о
Hosted by uCoz