Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
следует сопоставлять ее с мужчиной, то есть следует определить ее возможности;
огромное количество дебатов теряют смысл из-за желания свести женщину к тому, чем
она была, или к тому, что она есть сегодня, в то время как речь идет о ее способностях; не
подлежит сомнению, что способности проявляются со всей очевидностью, только когда
они реализованы, но не подлежит сомнению также и то, что, рассматривая существо,
суть которого есть трансценденция и выход за пределы своего «я», никогда нельзя
подводить черту.
В то же время, скажут мне, в принятой мною перспективе перспективе Хайдеггера,
Сартра, Мерло-Понти, если тело не является вещью, оно является ситуацией: оно
предопределяет наш подступ к миру и задает направленность нашим проектам. Женщина
слабее мужчины; она обладает меньшей мускульной силой, меньшим количеством
красных кровяных телец, меньшими дыхательными способностями; она медленнее бегает,
поднимает меньший вес, и нет практически ни одного вида спорта, в котором она могла
бы соревноваться с мужчиной; не может она и выдержать с ним борьбу. К этой слабости
надо еще прибавить нестабильность, недостаточность контроля и уязвимость, о которых
мы уже говорили, все это факты. Таким образом, ее подход к миру оказывается более
ограниченным; в ее проектах меньше твердости и настойчивости, да и осуществлять их
она менее способна. Получается, что ее индивидуальная жизнь не столь богата, как у
мужчины.
По правде говоря, отрицать эти факты невозможно но их смысл определяется
множеством факторов. Как только мы соглашаемся рассматривать личностную
перспективу, в которой тело определяется исходя из понятия существования, биология
становится абстрактной наукой, Стоит какому-либо физиологическому качеству (меньшая
мускульная сила) приобрести определенное значение, как это значение сразу же
оказывается зависящим от всего контекста; слабость обнаруживает себя как таковая лишь
в свете поставленных перед собой человеком целей, имеющихся в его распоряжении
инструментов и установленных им над собой законов. Если бы он не хотел постигать мир,
сама идея подступа к нему не имела бы смысла; когда же для этого постижения не
требуется применения всей полноты телесной силы, в пределах границы используемого
минимума различия стираются. Там, где нравы воспрещают насилие, господство не может
быть основан-
68
ным на мускульной энергии чтобы конкретно определить понятие «слабость», нужны
экзистенциальные, экономические и моральные обоснования. Как-то человеческий род
был назван словом «антифизис»; оно не совсем точно, ибо человек не может опровергнуть
данность, но он определяет данность как истинную в зависимости от того, каким образом
он ее на себя принимает; природа реальна для него лишь в той мере, в какой он
воспроизводит ее в своем действии, не составляет исключения и его собственная
природа. Абстрактно определить, насколько тяжело для женщины бремя детородной
функции, столь же невозможно, как невозможно определить суть ее подхода к миру. У
животных отношение материнства к индивидуальной жизни естественно регулируется
циклом течек и сменой времен года у женщины же оно неопределенно и может быть
установлено только обществом. В зависимости от того, требует ли общество большей или
меньшей рождаемости, в зависимости от гигиенических условий, в которых протекают
беременность и роды, порабощение женщины родом бывает более или менее полным.
|