Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 250 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
он встречает участие и в самой женщине — ведь она тоже существует, ей тоже
свойственна трансцендентность, и проект ее не в повторении раз и навсегда данного, а в
выходе за пределы своего «я» к другому будущему; в глубине души она согласна с
мужскими притязаниями. Она присоединяется к мужчинам во время праздников,
устраиваемых в честь мужских успехов и побед. Ее несчастье в том, что она биологически
обречена повторять Жизнь, тогда как и в ее глазах Жизнь не несет в себе своего
обоснования, а обоснование это важнее самой жизни.
Диалектика, определяющая, по Гегелю, отношение хозяина к рабу, местами больше
подходит для объяснения отношения муж-
 
95
чины к женщине. Преимущество Хозяина, говорит он, основано на том, что, рискуя
жизнью, он утверждает примат Духа над Жизнью — но на самом деле покоренному рабу
этот риск тоже знаком. А вот женщина — это изначально существо, которое дает Жизнь
вообще и не рискует своей жизнью; она никогда не сталкивалась с мужчиной в борьбе; к
ней всецело приложимо гегелевское определение: «Другое (сознание) — это сознание
зависимое, для которого основной действительностью является животная жизнь, то есть
бытие, данное другой сущностью». Но это отношение отличается от отношения
угнетателя и угнетенного, потому что женщина признает ценности, конкретно
достигаемые мужчинами, и тоже на них нацелена; именно мужчина открывает будущее, к
которому трансцендирует и она; по правде говоря, женщины никогда не
противопоставляли мужским ценностям женские — это разделение придумали мужчины,
желая поддержать мужские прерогативы; они решили создать женский удел — порядок и
определенный уклад жизни, законы имманентности — для того только, чтобы заключить
в нем женщину; но существующий ищет оправдания своему существованию в своей
трансценденции поверх каких бы то ни было половых различий — и доказательством
тому служит само подчинение женщин. Их требования на сегодняшний день как раз и
заключаются в том, чтобы быть признанными существующими наравне с мужчинами и не
подчинять свое существование — жизни, а человека в себе — одной животной сущности.
Таким образом, перспектива философии существования позволяет нам понять, почему
биологическая и экономическая ситуация в примитивных племенах должна была привести
к мужскому главенству. Самка подчинена роду в большей степени, чем самец;
человечество всегда стремилось выйти за пределы особой судьбы; с изобретением орудий
труда поддержание жизни стало для мужчины деятельностью и проектом, тогда как
материнство для женщины так и осталось связанным с телом, как у животных. Мужчина
стал полагать себя по отношению к женщине как хозяин, потому что человечество
поставило вопрос о сути своего бытия, то есть предпочло жизни смысл жизни; проект
мужчины заключается не в том, чтобы повторяться во времени, а в том, чтобы
восторжествовать над мгновением и ковать будущее. Именно мужская деятельность,
создавая ценности, утвердила как ценность само существование; она одержала верх над
темными силами жизни, а также поработила Природу и Женщину.
Теперь нам предстоит проследить, как это положение вещей закреплялось и развивалось
на протяжении веков. Какое место уделило человечество той части себя самого, которая
внутри его определилась как Другой? Какие права оно признало за этой частью? Какое
определение дали ей мужчины?
Hosted by uCoz