Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
он встречает участие и в самой женщине ведь она тоже существует, ей тоже
свойственна трансцендентность, и проект ее не в повторении раз и навсегда данного, а в
выходе за пределы своего «я» к другому будущему; в глубине души она согласна с
мужскими притязаниями. Она присоединяется к мужчинам во время праздников,
устраиваемых в честь мужских успехов и побед. Ее несчастье в том, что она биологически
обречена повторять Жизнь, тогда как и в ее глазах Жизнь не несет в себе своего
обоснования, а обоснование это важнее самой жизни.
Диалектика, определяющая, по Гегелю, отношение хозяина к рабу, местами больше
подходит для объяснения отношения муж-
95
чины к женщине. Преимущество Хозяина, говорит он, основано на том, что, рискуя
жизнью, он утверждает примат Духа над Жизнью но на самом деле покоренному рабу
этот риск тоже знаком. А вот женщина это изначально существо, которое дает Жизнь
вообще и не рискует своей жизнью; она никогда не сталкивалась с мужчиной в борьбе; к
ней всецело приложимо гегелевское определение: «Другое (сознание) это сознание
зависимое, для которого основной действительностью является животная жизнь, то есть
бытие, данное другой сущностью». Но это отношение отличается от отношения
угнетателя и угнетенного, потому что женщина признает ценности, конкретно
достигаемые мужчинами, и тоже на них нацелена; именно мужчина открывает будущее, к
которому трансцендирует и она; по правде говоря, женщины никогда не
противопоставляли мужским ценностям женские это разделение придумали мужчины,
желая поддержать мужские прерогативы; они решили создать женский удел порядок и
определенный уклад жизни, законы имманентности для того только, чтобы заключить
в нем женщину; но существующий ищет оправдания своему существованию в своей
трансценденции поверх каких бы то ни было половых различий и доказательством
тому служит само подчинение женщин. Их требования на сегодняшний день как раз и
заключаются в том, чтобы быть признанными существующими наравне с мужчинами и не
подчинять свое существование жизни, а человека в себе одной животной сущности.
Таким образом, перспектива философии существования позволяет нам понять, почему
биологическая и экономическая ситуация в примитивных племенах должна была привести
к мужскому главенству. Самка подчинена роду в большей степени, чем самец;
человечество всегда стремилось выйти за пределы особой судьбы; с изобретением орудий
труда поддержание жизни стало для мужчины деятельностью и проектом, тогда как
материнство для женщины так и осталось связанным с телом, как у животных. Мужчина
стал полагать себя по отношению к женщине как хозяин, потому что человечество
поставило вопрос о сути своего бытия, то есть предпочло жизни смысл жизни; проект
мужчины заключается не в том, чтобы повторяться во времени, а в том, чтобы
восторжествовать над мгновением и ковать будущее. Именно мужская деятельность,
создавая ценности, утвердила как ценность само существование; она одержала верх над
темными силами жизни, а также поработила Природу и Женщину.
Теперь нам предстоит проследить, как это положение вещей закреплялось и развивалось
на протяжении веков. Какое место уделило человечество той части себя самого, которая
внутри его определилась как Другой? Какие права оно признало за этой частью? Какое
определение дали ей мужчины?
|