уделить особое внимание этому последнему типу поведения. В поведении первого типа реакции
являются инструментальными актами в том, что они оказывают влияние на отношения индивида к
окружению прямо и непосредственно: они инструментальны, поскольку меняют окружение. В
поведении второго типа промежуточные реакции именуются «сигнал-продуцирующими». Они могут
быть вербализованы, хотя это не обязательно. Их основная цель вызвать сигнал, который
функционирует как часть стимульного стереотипа для другой реакции. Такие сигналы в случае их
вербализации могут служить замещением инструментальных реакций, подталкивая другого человека к
реакции, как например просьба что-либо для вас сделать, адресованная другому человеку. Важнейшей
функцией здесь является сигнал человеку о необходимости реакции. Эти сигнал-продуцирующие
реакции, как правило, предстают в виде слов и предложений. Предполагается, что язык и другие сигнал-
продуцирующие реакции, а не мысли, которые остаются невысказанными, играют главенствующую
роль в высших психических процессах. Законы, применимые к реакциям на внешние сигналы,
распространяются также на эти внутренние сигналы, вызывающие реакцию.
Присваивая этот же ярлык (сигнал-продуцирующая реакция) различным предметам, можно
придать им определенную «выученную эквивалентность», вытекающую из вербально опосредованной
генерализации. Присваивание разных ярлыков сходным предметам повышает их различимость и
облегчает особый подход к каждому из них. Присваивание ярлыков важный процесс, «поскольку речь
содержит указания на то различение и эквивалентность разных объектов, которые в результате
многовековых проб и ошибок признаны полезными в данном обществе» (там же, р. 103).
Ярлыки, или слова, могут возбуждать влечения; т. е. выучиваемое влечение может быть
привязано к словам. Влечения, вызываемые словами, получили название опосредованных выученных
влечений. Слова, произнесенные или нет, могут также выражать одобрение, опосредуя, таким образом,
вознаграждение. Вербальные и другие сигнал-продуцирующие реакции помогают людям реагировать на
будущие возможности, предвидеть события. Соединение мотивационных и инструментальных реакций
с вербальными сигналами дает возможность большой экономии при вербальном научении, так как
значительная часть научения людей происходит с помощью вербальных реакций, или гипотез, которые
могут привести к внезапным изменениям множества других реакций (этот процесс обычно называют
«инсайтом»). Вербальное научение часто описывают, как логическое, в отличие от механического
запоминания; в свете этого становится ясно, почему логическое научение превосходит механическое.
Вербальные сигнал-продуцирующие реакции лежат в основе рассуждений и планирования.
Рассуждение предполагает вербальный, или символический, процесс проб и ошибок, но не сводится к
нему. Вербальные сигнал-продуцирующие реакции не ограничиваются единичной цепочкой, как
инструментальные реакции, вполне возможны «сигнал-продуцирующие реакции, связанные с целью
движения вперед в данной последовательности, сигналы от которых избирательно воздействуют на
последующие реакции» (там же, р. 111). Такие реакции получили название опережающих целевых
реакций (anticipatory goal responses).
Цепь сигнал-продуцирующих реакций также вполне может
начаться с цели и двигаться назад к правильному отклику на проблемную ситуацию. Рассуждение и
планирование требуют торможения мгновенных инструментальных реакций, наличия адекватных
сигнал-продуцирующих реакций, а также осуществления адекватных инструментальных реакций вместо
прямых реакций, которые были заторможены.
Общество выработало пути решения многих проблем и передает эти решения своим новым
членам через обучение и воспитание. Социальное обучение речи чрезвычайно важно для решения
проблем. Слова и предложения, заимствованные у других, могут использоваться при рассуждении и
планировании. Вербальные реакции выучиваются в социальном взаимодействии, однако, сам процесс
пока не до конца ясен. Подражание играет центральную роль в процессе научения говорить (Dollard &
Miller, 1941). Обучение, которое включает выслушивание других, остановку мыслей, правильный подбор
слов в данном окружении, разъяснение своей позиции, способность логически рассуждать,
ориентироваться в происходящем, реагировать на вербальные сигналы адекватными действиями и
эмоциями, помогает сделать поведение индивида адекватным данной социальной ситуации. Если
подобное обучение не дает желаемого эффекта, вполне возможно, что индивид плохо ощущает
реальность или обладает слабым «Я». Сигнал-продуцирующие реакции, не являющиеся социально
очевидными, например различные мысленные образы, не подлежат прямому социальному обучению;
|