новых. «Когда реакция тормозится несовместимой реакцией, за которой следует снижение сильного
влечения, развивается значительное условное торможение реакции» (Wolpe, 1958, р. 30).
Вольпе провел серию экспериментов, в которых у кошек с помощью электрошока вызывались
невротические реакции (тревога и страх, с их поведенческими и физиологическими коррелятами). Эти
симптомы генерализовались и начинали происходить за пределами экспериментального помещения.
Они были усилены звуковыми раздражителями, которые подавались одновременно с электрошоком.
Выраженность симптомов варьировала в прямой зависимости от сходства помещения с
экспериментальным, в котором вызывались неврозы.
Невротические реакции вызывались в ситуации кормления, что давало возможность устранить
их с помощью реципрокного торможения. Для этого применялись два метода. Первый из них служил
дополнением к ситуации с раздражителем в экспериментальном помещении с целью укрепления или
вызова реакции кормления. Поскольку в обычных клетках кошек кормили с руки, предполагалось, что
рука станет условным раздражителем, вызывающим реакции приближения кормления. Пища подавалась
на лопатке, которую экспериментатор держал в руке. Четыре из девяти кошек научились так есть и
постепенно стали есть из кормушки. Трех кошек силой заставили есть из кормушки. Спустя несколько
дней невротические реакции уменьшились и наконец совершенно исчезли.
Второй метод заключался в кормлении животных в условиях, в которых снижающие тревогу
раздражители были менее действенными. Пятерым (из девяти) кошкам, которые не отреагировали на
метод кормления с руки, пища была предложена за пределами экспериментального помещения в
обстановке, способствовавшей уменьшению симптомов тревоги, пока животные не начали есть. Когда
все они научились питаться в данной ситуации, пищу им стали предлагать в ситуациях, которые
вызывали усиление симптомов тревоги. В конце концов все животные научились есть из кормушек в
экспериментальных помещениях, при этом симптомы тревоги у них прошли.
Когда предъявлялся условный звуковой раздражитель, тревога возобновлялась. Две кошки
начали есть корм при постепенном уменьшении расстояния до звукового раздражителя, пока не смогли
есть непосредственно в клетке, не проявляя при этом признаков тревоги. Остальные семь кошек
получали пищу в экспериментальной клетке, после чего на короткое время включался звуковой
раздражитель, после чего опять предлагалась пища, и так далее, после чего уменьшилось время, в
течение которого кошки не подходили к пище. Далее длительность действия раздражителя
увеличивалась, пока кошки сохраняли способность питаться без признаков тревоги в присутствии
звукового раздражителя. В конце концов раздражитель стал условным раздражителем для реакции
поиска пищи. С целью определить наличие невротических реакций в латентном состоянии реакция
поиска пищи в ответ на звуковой раздражитель была угашена за счет ее неподкрепления пищей. Затем
был предложен корм, а когда кошка к нему приблизилась, включили постоянный звуковой сигнал,
который не оказал эффекта ни на тревогу, ни на торможение приема пищи.
Перед устранением эффектов вызывающего тревогу звукового раздражителя двум кошкам
предложили корм, а когда они стали к нему приближаться, включили звуковой раздражитель. Возникла
невротическая тревога, прием пищи был заторможен в ситуациях, в которых присутствовал
раздражитель.
Существует ли сходство и, тем более, полная аналогия между экспериментальными неврозами у
животных и клиническими неврозами у людей? Критериями клинического невроза являются тревога,
неадаптивное поведение, устойчивое и приобретенное путем научения. Этим критериям явно
соответствуют кошки в проведенных экспериментах. Реакции кошек в экспериментальной обстановке
без действия электрошока были такими же, как при его воздействии, что согласуется с приведенным
выше определением научения. Научение под действием электрошока происходит очень быстро из-за
резкого снижения влечения после отключения тока и в связи со вторичным подкреплением
раздражителей со стороны экспериментального окружения, которое становится тревожным; таким
образом, удаление из экспериментального окружения снижает тревогу и в то же время подкрепляет
тревожные реакции на окружающие раздражители.
Возникает вопрос относительно устойчивости невротических привычек без подкрепления, то
есть о их сопротивлении угасанию. Поскольку невротические реакции неадаптивны, они не
вознаграждаются. Тем не менее им свойственно первоначальное влечение, которое снижается, когда
|