Модель A-B-C терапии РЭТ
Несмотря на то что рационально-эмотивная терапия признает влияние на человека внешних
причинных факторов, люди не зависят от них полностью. Напротив, считается, что человек способен
преодолеть собственные биологические и социальные ограничения, как это ни трудно, и действовать в
направлении изменения и контроля своего будущего (Ellis, 1976, 1979d). Такое признание способности
людей определять в значительной мере собственное поведение и эмоциональные переживания
выражено в теории поведения и личностных нарушений A-B-C (Ellis, 1989).
В модели A-B-C
A (activating)
соответствует активирующему событию или переживанию; B
(beliefs) системе убеждений индивида; C (consequences) последствиям. Скажем, вы едете по шоссе
и у вас спускает колесо; это A (активирующее событие). В ответ на это событие вы можете подумать:
«Этого НЕ ДОЛЖНО было случиться. Это УЖАСНО. Я этого не вынесу. Я не справлюсь». Эти мысли
соответствуют части B (система убеждений) модели. Следовательно, учитывая свои мысли, вы можете
встревожиться, разгневаться; эти чувства соответствуют части C (последствия) вашего проблемного
мышления. Таким образом, A не является непосредственной причиной C, в чем вы убедились. Вместо
этого последствия являются результатом системы убеждений, среднего компонента модели A-B-C.
Система убеждений может быть рациональной или иррациональной. В случае рациональной,
разумной, или реалистичной, системы убеждений (рВ) последствия также будут рациональными или
разумными (рС). Если система убеждений иррациональна, неразумна, или нереалистична (иВ), тогда
последствия также будут иррациональными или неразумными (иС). Признание взаимоотношений A-B-
C дает возможность изменения и контроля установок и поведения в ответ на обстоятельства.
Терапевтический процесс
Цели терапии
Одной из задач терапии является помощь клиентам в устранении или ослаблении
иррациональных последствий (иС), или эмоциональных нарушений. Другой задачей является
уменьшение тревоги (самообвинения), враждебности и гнева (обвинения других или обстоятельств).
Другая задача снабдить клиентов методом разумного анализа их собственных нарушений, с помощью
которого они смогут поддерживать состояние минимальной тревожности и враждебности (Ellis &
Harper, 1975).
Другие задачи, касающиеся психического здоровья, в рационально-эмотивной психотерапии
подразумеваются, если и не выражаются явно. Они включают, хотя и не ограничиваются этим,
пробуждение интереса к себе (с признанием прав других); социальный интерес, стремление к
независимости, самостоятельности и ответственности; терпимое отношение к несовершенству
человеческой природы; принятие неопределенности; гибкость и открытость изменениям; научное
мышление; приверженность чему-либо вне себя; готовность рисковать или желание попробовать что-то
новое; принятие себя; реализм (осознание нереальности утопий) (Ellis, 1979c). Эти цели разделяют
многие философы и психотерапевты (Ellis, 1967, 1979с).
Шаги терапии РЭТ
В свете вышеупомянутых философии и концепций о природе эмоциональных нарушений можно
утверждать, что психотерапия, согласно Эллису, представляет собой лечение неразумности здравым
смыслом. Несмотря на существование других способов контролирования эмоций за счет
электрических и химических процессов, использования сенсомоторных техник или каких-либо
действий, продиктованных любовью и уважением к другому человеку, психотерапия делает все это за
счет использования церебральных процессов. Люди, как существа мыслящие, способны избегать
большинства эмоциональных нарушения или несчастий, научившись мыслить разумно.
|