К. Или я представляю себе... понимаете, куча грандиозных мыслей...
Э. Минутку, давайте сначала закончим с первой мыслью: «Если я получу отказ, это будет
означать...»
К. Это будет означать, что я права насчет себя.
Э. «Что я не очень-то хороша». Это вы хотите сказать?
К. Да.
(Клиентка начинает данный фрагмент, выражая свою осведомленность о желательности
выработки альтернативной философии по отношению к переживанию отказа, отвержения, но вновь
беспомощно вопрошает: «Так что же мне сказать себе?..» Эллис переадресует ей этот вопрос, давая
возможность вскрыть текущие дисфункциональные убеждения. Его директива «живо представить себе...
получение отказа по разным причинам» может считаться примером подвижности в терапии
(повышение эффективности за счет использования разнообразных техник), когда он пытается убедить
клиентку использовать воображение в качестве средства проникновения в суть ее иррациональных
убеждений. Невербальное когнитивное содержание мысленных образов заметно отличается от
вербальных интервенций, которые обычно предпочитает Эллис, расширяя спектр модальностей сессии.
После директивы об использовании воображения Эллис прибегает к серии «незаконченных
предложений» (типа «И это будет означать?..») с целью подтолкнуть клиентку
к свойственным ей
иррациональным выводам относительно собственной ценности при получении отказа. Эта техника
является излюбленным приемом Эллиса, он широко применяет ее на своих сессиях.)
Э. Хорошо, а теперь давайте на минутку обратимся к новым для вас переживаниям. Представьте
себе, что вас приняли на работу.
К. В этом случае я, скорее всего, скажу себе, что это нестоящая работа или что-то вроде того.
Э. Что еще вы себе скажете? Представьте себе, что после нескольких интервью, скажем, четырех
или пяти, вам скажут: «Вы нам подходите, мы ищем женщину примерно ваших лет, потому что хотим,
чтобы она работала у нас подольше. По-видимому, вы вполне справитесь с этой работой». Итак, вас
берут. Вам предстоит выйти на работу с понедельника...
К. Да, я бы не стала возражать, потому что основные трудности уже позади. Конечно, я буду
волноваться, но...
Э. Потому что?.. Подождите минутку, не торопитесь. Видите ли, вы слишком спешите. «Конечно,
я буду волноваться по поводу понедельника, поскольку...»
К. Поскольку стану думать: «Я обязательно наделаю ошибок», что-то вроде этого.
Э. И это будет означать?..
К. И это будет означать, что я опять права, я растяпа!
Э. Теперь вы убедились, что попросту сами загнали себя в угол!
К. Даже если я получу работу, пусть даже не очень стоящую, вряд ли им нужна растяпа.
Э. Или: «Это хорошая работа, но я с ней не справлюсь, и я дерьмо».
К. Да...
Э. Итак, вы закрыли перед собой все лазейки. Если вы пройдете собеседование и получите отказ,
значит, вы растяпа, что полностью согласуется с вашим представлением о себе начиная с девятнадцати
лет: поэтому лучше ничего не пытаться делать, поскольку вы не справитесь. Если же вы получите
работу, значит, это тоже докажет, что работа...
К. Они быстро убедятся в том, что со мной им не повезло.
Э. Верно. Они обнаружат, что вы некомпетентны, и это будет ужасно. А теперь, если вы еще и
еще повторите эти две идеи...
К. Вторая это то, что со мной им не повезло. А какая первая?
Э. Первая касается получения отказа, ваша непригодность обнаружится еще во время интервью.
К. Или же это выяснится уже в процессе работы.
Э. Правильно. Какой же выход при таких взглядах вы видите?
К. Никакого!
(В этом фрагменте сессии Эллис показывает клиентке, как ее низкая самооценка мешает ей как
при отказе, так и при получении работы. Это может служить примером его понимания универсальности
в психотерапии, где Эллис помогает клиентке увидеть множество проявлений одного вида
|