К. Я знаю это наверняка.
Э. Это ошибочный вывод, потому что вы могли бы вернуться в Чикаго, если бы имели
достаточно денег, и делать то же самое, но уже без него. Зачем он вам, если вы знаете дело?
К. Ну я не понимаю, над чем мне надо работать, над идеей о том, что я не потерплю неудачи?
Э. Не совсем...
К. Мне предстоит работать над идеей о том, что я могу потерпеть неудачу, получить отказ, но не
стану из-за этого никчемной.
Э. Теперь правильно! Но пока вы работаете над этим, вы также можете прийти к выводу, что
человек с вашим интеллектом и жизненным опытом практически никогда не проигрывает
окончательно. Как я уже говорил, если вы пройдете достаточно много собеседований, вы найдете
работу. Если вы смените достаточно занятий, вы непременно добьетесь успеха в некоторых из них. Но
если вы и потерпите неудачу, вы все равно не станете никчемным человеком, не обесценитесь как
личность. Вот над чем вам лучше поработать, и я действительно намерен над этим работать. Согласны?
К. Спасибо, и до встречи в понедельник.»
Заключение и оценка
Заключение. Рационально-эмотивная терапия исходит из того, что, несмотря на наличие
мощных биологических и социальных предпосылок иррациональных проявлений, люди обладают
способностью мыслить и вести себя рационально. Эмоциональное нарушение и невроз являются в
действительности проявлениями иррационального мышления и могут быть излечены путем изменения
мышления и, как следствие, эмоций и поведения человека, чтобы они стали более логичными
и
рациональными. Процесс психотерапии состоит в обучении клиента мыслить рационально. Если другие
распространенные техники терапии, такие как рефлексия чувств, абреакция и переубеждение, могут
использоваться на начальных стадиях, рационально-эмотивный психотерапевт быстро переходит к
активно-директивному, дидактическому, обучающему процессу, выявляя иррациональные идеи и
убеждения клиента, их взаимосвязь с эмоциональным нарушением или несчастьями клиента; побуждает
клиента изменить мышление, сделать его более логичным и разумным, высказывает предложения,
приводит доводы, убеждает, предписывает те или иные виды деятельности.
Задачи терапии, по мнению Эллиса, сходны с другими видами психотерапевтических
вмешательств. Эллис говорит не только об устранении или минимизации тревоги, враждебности,
депрессии, чувства неполноценности и неадекватности и других подобных симптомов, но также о
развитии или пробуждении счастья, эффективного существования, рационального поведения,
независимости, ответственности и даже самоактуализации. Основная задача терапии РЭТ
модификация мышления клиентов, превращение его из иррационального в рациональное.
Другие психотерапевты, как считает Эллис, часто переносят значительную часть или всю
полноту ответственности за коррекцию иррациональных и алогичных идей и убеждений на самого
клиента. Эллис этого не делает. Он признает наличие у клиентов потенциала к росту и здоровью,
однако полагает, что этот потенциал настолько погребен под длительно существующими
иррациональными установками, убеждениями и эмоциями, что лишь активное, прямое нападение со
стороны психотерапевта способно его вскрыть. «Если не подвергать настойчивой и активной осаде
остатки старых когнитивных ошибок, сильно уменьшаются шансы достичь существенных изменений»
(Ellis, 1973, р. 35).
Оценка. Насколько эффективен данный подход для обучения клиентов самостоятельному
мышлению? Предпринимая активные, директивные, дидактические действия по ходу лечения,
рационально-эмотивный психотерапевт в действительности может лишить клиентов возможности
думать и действовать самостоятельно. Таким образом, подход РЭТ может привести к возникновению
зависимости от психотерапевта и помешать проявлениям самостоятельной инициативы и автономии
клиентов. Во всяком случае, эти соображения следует иметь в виду. Менее активные, директивные и
ориентированные на обучение психотерапевты могут возразить, что клиентам требуется время на
мобилизацию потенциала роста, причем им лучше это делать самостоятельно, целесообразно
|