Когнитивная терапия не разделяет взглядов трех основных психотерапевтических школ:
психоанализа, который считает источником расстройств бессознательное; поведенческой терапии,
которая придает значение лишь очевидному поведению; традиционной нейропсихиатрии, в
соответствии с которой причинами эмоциональных расстройств служат физиологические или
химические нарушения. Когнитивная терапия основана на достаточно очевидной идее о том, что
представления
и слова людей о себе, своих установках, убеждениях и идеалах информативны и
значимы.
По мере развития люди накапливают обширный багаж информации, концепций и шаблонов для
совладания с психологическими проблемами существования. Эти знания находят применение в
процессе наблюдения, выдвижения и проверки гипотез, вынесения суждений своего рода
практической научной работы. Исходя из своего культурного наследия, образования и опыта, люди
учатся использовать инструментарий здравого смысла: формировать и проверять истинность
предчувствий, выявлять различия, рассуждать, чтобы разрешать конфликты и судить о том, насколько
реалистичной является их реакция на различные ситуации.
Здравый смысл, однако, не может дать объяснений эмоциональным расстройствам. Так, мысли и
поступки страдающих депрессией пациентов противоречат основному принципу человеческой
природы инстинкту выживания. Мышление таких пациентов находится под контролем ошибочных
представлений о себе и окружающем мире. Бек (Beck, 1976) указывает, что предложенная им
«формулировка психологических проблем в терминах неверных посылок и склонности к искаженным
воображаемым переживаниям сильно отличается от общепринятых формулировок психологических
расстройств» (р. 19). Когнитивная терапия не нуждается в концепции бессознательного.
Психологические проблемы
«могут стать результатом обычных процессов, таких как неправильное научение, вынесение
неверных суждений на основе неполной или ошибочной информации, неумение провести четкую
границу между вымыслом и реальностью. Кроме того, мышление может быть нереалистичным,
поскольку оно основано на ошибочных посылках; поведение может быть направлено во вред себе,
поскольку основывается на неразумных установках» (Beck, 1976, pp. 19-20).
Принципы
Когнитивная модель основана на восьми принципах. Эти принципы перечисляются ниже (Beck,
1987b, pp. 150-151) с подробными комментариями.
1. Способ структурирования индивидами ситуаций определяет их поведение и чувства.
Наша интерпретация событий является своеобразным ключом, чрезвычайно значимым в когнитивной
терапии. Основываясь на своих интерпретациях, мы чувствуем и действуем; люди реагируют на
события посредством приписываемых им смыслов (Beck, 1991a). Разные интерпретации события могут
привести к различным эмоциональным реакциям на одни и те же ситуации как различных людей, так и
одного и того же человека в разное время. «Идея заключается в том, что конкретный смысл события
определяет эмоциональный отклик на него, что и составляет ядро когнитивной модели эмоций и
эмоциональных расстройств» (Beck, 1976, р. 52).
Эмоциональные и поведенческие реакции, таким образом, не являются прямыми или
автоматическими ответами на внешние стимулы. Напротив, стимулы обрабатываются и
интерпретируются внутренней когнитивной системой. Значительные расхождения между внутренней
системой и внешними стимулами могут привести к психологическим расстройствам. В промежутке
между внешним событием и определенной реакцией на него возникают соответствующие мысли.
Возникающие
у пациентов мысли часто отражают негативные мысли или негативное отношение к
прошлому, настоящему и будущему (Beck, 1983). Хотя пациенты обычно не сознают или игнорируют эти
мысли и, как следствие, не сообщают о них, можно научить их выявлять эти мысли еще до
возникновения эмоций.
Эти мысли получили название «автоматических». Автоматические мысли специфичны и
дискретны, возникают в укороченном виде, не являются следствием размышлений или рассуждений,
относительно автономны и непроизвольны, при этом пациент считает их вполне обоснованными, даже
|