Интересы Фрейда перешли от терапии на общество, и в своих работах он скорее объяснял свои уже
существующие теории, чем создавал новые. Изменения в методах терапии были внесены
последователями Фрейда: Ранком, Ференци, Райхом, Салливаном, Хорни и Фроммом; последние трое
включили социальный и культурный элементы в теорию и практику психоанализа.
Философия и концепции
Научный подход Фрейда основывался на биологии, что является логичным результатом изучения
им медицины, а также характерным признаком времени, в которое он начинал работать. Его теории
инстинктов отражают его интерес к биологии.
Инстинкты. Психическая энергия то же самое, что энергия физическая. Каждая из них может
превращаться в другую. Инстинкты составляют психическую энергию, представляя собой переход
физической энергии в психическую. Объединение энергии в действии или образе с целью
удовлетворения инстинкта составляет
объектный катексис (object-cathexis).
Инстинкты управляют и
направляют поведение, цель которого удовлетворение потребностей, возникших из инстинктов.
Потребности создают напряжение, а поведение направлено на снижение этого напряжения.
Напряжение неприятно; снижение напряжения доставляет удовольствие. Эта концепция
удовлетворения потребностей и есть «принцип удовольствия», попытка максимально снизить
напряжение и возбуждение.
В теории психоанализа мы без колебаний признаем, что происходящее в сознании автоматически
регулируется принципом удовольствия. То есть мы верим, что толчком к началу этих процессов служит
неприятное напряжение и что они двигаются в таком направлении, которое бы в конце концов привело
к снижению этого напряжения то есть либо к снижению неудовольствия, либо к увеличению
удовольствия (Freud, 1920/1950, р. 1).
Превосходство принципа удовольствия ослабляется, поскольку ему противостоят другие силы, и
конечный результат не всегда удовлетворяет стремление к удовольствию.
Существует множество инстинктов, но они все могут быть разделены на две группы: Эрос и
Танатос.
Эрос это инстинкт жизни, самосохранения и сохранения рода, любви к себе и любви к
объекту. Энергия этого инстинкта называется либидо. Инстинкты Эроса «стремятся объединять и
умножать все живое», в то время как инстинкты смерти «противостоят этим попыткам и ведут живое
назад к неорганическому существованию» (Freud, 1933, р. 140). Танатос это инстинкт смерти и
разрушения. Он включает в себя агрессию и навязчивые действия автоматическое повторение более
ранних ситуаций с целью совершенствования и контроля над ними; навязчивые действия могут быть
сильнее принципа удовольствия. Инстинкт смерти это навязчивое стремление повторить раннюю
неорганическую стадию существования до момента возникновения жизни. «Цель всей жизни смерть»
(Freud, 1920/1950, р. 38). Агрессия направлена прежде всего на себя; она обращается на других в целях
самосохранения.
Инстинкты источник энергии поведения составляют динамику личности. Базовые
инстинкты могут действовать совместно или друг против друга. Эволюция цивилизации отражает
борьбу между Эросом и Танатосом в человеческом роде. Вопрос заключается в том, сможет ли Эрос себя
утвердить. «Но кто может предвидеть, на чьей стороне будет успех и к чему это приведет?» (Freud,
1930/1962, р. 92).
Бессознательное и сознание. Часть жизни человека проходит вне сознания. Бессознательное
влияет на переживание и поведение, содержит некоторые факты или впечатления, неприемлемые для
осознания, а также те, которые сравнительно легко могут быть осознаны. Неприемлемый для осознания
материал устраняется из сознательного мышления, вовсе не допускается в сознание либо вытесняется из
него. Приемлемый материал располагается в части бессознательного, получившей название
«предсознательного» (preconscious). Материал может оставаться в предсознании, не вызывая проблем,
и обычно становится осознанным без терапии. Предсознание можно представить себе как экран между
сознанием и бессознательным. Бессознательный материал может быть модифицирован и появляться в
сознании в искаженном виде, как в сновидениях.
|