Развитие личности
Ребенок проходит ряд стадий развития, связанных с сексуальностью. Термин сексуальный
относится к широкому спектру видов поведения, включая как импульсы нежности, часто называемые
любовью, так и удовольствие от раздражения эрогенных зон тела. Сексуальный импульс есть
сексуальный аспект либидо. Термин генитальный обозначает сексуальное поведение с целью
воспроизводства себе подобных. Сексуальная жизнь начинается вскоре после рождения; сексуальное
поведение не возникает неожиданно в период полового созревания. Существуют четыре стадии
сексуального, или личностного, развития. Первые три являются догенитальными, а четвертая
генитальная. Между догенитальными и генитальной стадиями располагается латентный период.
Лица обоих полов имеют элементы противоположного пола, поэтому все индивиды
бисексуальны; таким образом, гомосексуальность является врожденным качеством, окончательно же
сексуальное поведение определяется конституциональной предрасположенностью, жизненным опытом
и ограничениями в том или ином направлении. Как женщины, так и мужчины с детства имеют
бисексуальные наклонности.
Оральная стадия. Первым источником удовольствия для младенца является оральный,
связанный с ротовой полостью. Оральная стадия начинается с поглощения пищи в процессе сосания.
Фиксация на сосании выражается в таких характерологических чертах, как пассивность, доверчивость,
оптимизм и интерес к приобретению знаний или материальных ценностей, что составляет орально-
рецептивный характер. Позднее наступает стадия кусания и жевания. Фиксация на стадии кусания
приводит к таким чертам, как агрессивность, эксплуататорское поведение, склонность к спорам и
сарказму орально-садистическому характеру.
Анальная стадия. В течение второго года жизни в связи с функциями удаления продуктов
жизнедеятельности развивается катексис (инстинктивные силы, ищущие разрядки) и противокатексис
(силы, блокирующие эту разрядку), что сопряжено с первым опытом внешней регуляции инстинктивных
импульсов, в том числе
откладывания удовольствия от устранения анального напряжения. Чересчур
строгое обучение навыкам опрятности может привести к развитию таких особенностей, как упрямство и
скаредность ретенционному характеру. Или ребенок может находить выход в неадекватных вспышках
гнева, что способствует развитию таких черт, как жестокость, враждебность и деструктивность. Если эти
вспышки вознаграждаются и привлекают повышенное внимание матери, может быть подготовлена
почва для продуктивности и креативности в последующей жизни.
Фаллическая стадия. Во время фаллической стадии развиваются сексуальные и агрессивные
чувства, связанные с половыми органами, в том числе мастурбация. Появляется комплекс Эдипа или
комплекс Электры:
у мальчика развивается объектный катексис к матери, ревность и враждебность к
отцу, у девочки наоборот. У мальчика возникает страх кастрации отцом, в то время как девочка
полагает, что подверглась кастрации, и винит в этом свою мать. Мальчик вытесняет желание к своей
матери и враждебность к отцу, с которым он идентифицируется; Суперэго достигает своего конечного
развития. Девочка переносит прежнюю любовь к матери на своего отца, хотя ее любовь окрашена
завистью: ведь отец обладает тем, чего нет у дочери. Комплекс Электры не вытесняется, а преобразуется
в процессе взаимодействия с реальностью и со временем ослабевает.
Эдипова ситуация часто куда сложнее по причине бисексуальных наклонностей ребенка. Чувства
ребенка к родителю того же пола могут быть двойственными. «У представителей обоих полов
относительная сила мужских и женских сексуальных склонностей определяет исход эдиповой ситуации:
будет ли это идентификация с отцом или с матерью» (Freud, 1923/1962, р. 23).
Латентный период. Во время латентного периода, с 5-6 лет до полового созревания,
сексуальные импульсы вытесняются, развиваются сексуальные запреты. Происходит сублимация
сексуальных импульсов.
Генитальная стадия. Половое созревание реактивирует догенитальные импульсы; если эти
импульсы замещены или сублимированы Эго, человек переходит на зрелую генитальную стадию.
Генитальные зоны первичны. Нарциссизм догенитальных стадий канализируется в выбор объекта.
Подросток начинает испытывать к окружающим альтруистическую любовь. Развиваются сексуальная
привлекательность, социализация, групповая деятельность, профессиональная ориентация и подготовка
|