клиентом как личность; напротив, психотерапевт поддерживает личную неопределенность, что
повышает вероятность вторичного, а не первичного переноса и дает возможность психотерапевту
играть разнообразные роли. Эта двойственность позволяет клиенту привлекать психотерапевта к
участию в реконструктивных экспериментах. Кроме того, психотерапевт избегает социальных
взаимоотношений с клиентом, а также контактов с членами его семьи. Не следует также проводить
лечение нескольких членов одной семьи.
Контрольные интервью. Поскольку клиенты могут иметь разнообразные представления о мире,
психотерапевту необходимо поддерживать с ними гибкие взаимоотношения. Тем не менее каждое
интервью предполагает определенную работу по планированию, хотя план может быть в случае
необходимости скорректирован в определенных рамках. По ходу терапии психотерапевт устанавливает
опасные зоны, которых клиент избегает, и развивает способность предсказывать слова клиента.
Отдельные виды деятельности клиента могут потребовать специального планирования интервью.
Интервью могут проводиться с различными по длительности перерывами, чтобы удовлетворить
потребности клиента в контакте. В большинстве случаев достаточно 45-минутного интервью.
Непременно следует вести записи или подводить письменные итоги интервью, чтобы судить о
происходящих изменениях. Целесообразно записывать собственные прогнозы поведения клиента перед
очередным интервью. Это важный момент: «Если психотерапевт способен угадывать поступки клиента,
он может быть уверен в правильности своих представлений о данном случае» (Kelly, 1955, vol. 2, p. 635).
Итак, психотерапевт приступает к интервью, имея в своем распоряжении заранее
подготовленный план. Интервью должны завершаться вовремя и не продолжаться уже за дверью,
переходя в так называемую «терапию на пороге». Темп интервью контролируется психотерапевтом с
целью расширения или сужения поля восприятия клиента, а также с другими целями. Психотерапевту
следует избегать связанной с виной зависимости клиента, в частности не выслушивать отчеты обо всех
нелепых и дурных поступках клиента, если только психотерапевт не собирается на длительный срок
взять на себя ответственность за его благополучие.
Манера поведения психотерапевта. Общение не ограничивается словами. Психотерапевт
должен представать во время интервью физически расслабленным и психически восприимчивым.
Рекомендуется использовать преимущественно принимающие жесты. Голос у психотерапевта должен
быть отзывчивым, речь ясная и одновременно красочная, адаптированная к словарному запасу клиента.
Психотерапевт должен выглядеть невозмутимым, но не безучастным, чтобы клиент имел возможность
наблюдать за результатами своих экспериментов.
Обучение клиента быть «пациентом». Клиента следует обучить способам реакции в
терапевтических отношениях. В долгосрочных взаимоотношениях на это могут уйти месяцы. Подобное
структурирование может принимать форму словесных указаний с периодическими инструкциями и
рекомендациями.
Паллиативные техники
Подбадривание (reassurance). Подбадривание представляет собой всего лишь временную меру с
целью создать у клиента впечатление, что его поведение и идеи последовательны, приемлемы и
организованы. Этот прием помогает поддержать единство системы представлений клиента, пока она не
подвергнется перестройке. Но он может привести к неожиданным последствиям, если у клиента
произойдут неприятности после того, как психотерапевт заверит его, что все будет хорошо. В данном
случае тактика психотерапевта обеспечивает поддержку существующего неадаптивного механизма.
Чрезмерное подбадривание ведет к зависимости.
Некоторые формы подбадривания с меньшей вероятностью дают неблагоприятные результаты,
чем другие. Благоприятные прогнозы, высказываемые с этой целью, не должны быть огульными.
Принятие тревожного материала как неожиданного содержит элемент подбадривания. Процесс
структурирования и манера психотерапевта себя держать могут ободрять. Вместе с тем ценностные
ярлыки, используемые для этого, таят в себя опасность, поскольку мешают клиенту изменить свои
оценки. Успокоение в качестве подбадривания может породить «сопротивление» у клиента, который
неоднозначно относится к своим жалобам. Клиент может решить, что выхода нет, что психотерапевт
|