Освобождение и ужесточение
Освобождение. Представление об оси свободный/жесткий очень важно, с ним психотерапевт
сталкивается с самого начала терапии. Освобождение конструктов ведет к разнообразию прогнозов,
элементы которых варьируют в своих характеристиках от одного полюса к другому. Примером
свободного мышления являются мечты. В мечтах возможна непоследовательность, изворотливая
защита. Мечты обязательный этап творческого мышления. Мечта высвобождает факты, позволяет
увидеть их в новых аспектах. Освобождение готовит почву для изменения развития конструктов,
формирования новых конструктов. Оно достигается в психотерапии четырьмя основными способами.
1. Релаксация. Кушетка или кресло, окружающая обстановка, расслабленная манера держаться у
психотерапевта, систематическое использование приемов физической релаксации помогают клиенту
расслабиться.
2. Цепь ассоциаций. Цепь ассоциаций есть не что иное, как психоаналитический метод
свободных ассоциаций. Иногда возникает необходимость помочь клиенту, дав ему точку отсчета,
позволив ему размышлять молча, научив его разрешать своим мыслям блуждать, не сосредоточиваясь на
содержании.
3. Сообщение о сновидениях. Сновидения настолько свободны, что их трудно пересказывать.
Вместе с тем имеет значение не столько содержание сновидения, сколько использование
освобожденных конструктов при его пересказе, даже если клиент плохо помнит свой сон и мало что
может о нем рассказать. В свободном состоянии вербализация замедлена. Маниакальный полет идей
нельзя назвать свободным, в отличие от шизоидного мышления. Интерпретация сновидений делает
конструкты более жесткими; следовательно, не стоит предлагать интерпретацию немедленно после
рассказа клиента о своем сновидении, следует отложить это до момента, когда возникнет потребность в
более жестких конструктах. Сновидения часто носят довербальный характер, проливая тем самым свет
на довербальные конструкты. Как правило, при этом имеется погружение противоположных полюсов
конструкта. Этим объясняется тот факт, что элементы сновидения часто отражают свои
противоположности.
4. Некритическое принятие. Принятие представляет собой попытку психотерапевта
задействовать конструктную систему своего клиента. Некритическим называется такое принятие, когда
мышление клиента не ставится психотерапевтом под сомнение. «По сути дела, техника некритического
принятия обеспечивает клиенту пассивную валидизацию его освобожденных конструктов, растяжимых
и нереалистичных» (там же, р. 1049).
Образование освобожденных конструктов сопряжено с определенными трудностями. Клиент
обычно склонен самостоятельно продвигаться к ужесточению своих конструктов; ему с трудом удается
отыскать символы или слова, описывающие идеи. Преждевременная интерпретация делает конструкты
клиента более жесткими. Помехи и накладки от сходных, но жестко организованных элементов мешают
освобождению.
Сопротивление освобождению можно преодолеть не только с помощью техник индукции
освобождения, о которых уже упоминалось, но также с помощью специальных техник. Одной из них
является проигрывание ролей. Другой техникой является использование контекста, в котором возможно
освобождение, с постепенным переходом к желаемой сфере или контексту. Третья техника это
снижение угрозы или усиление принятия.
Освобождение таит в себе некоторые опасности. В связи с тем что оно снижает тревогу, он
может стать пристрастием или прибежищем. Жесткие конструкты могут служить защитой, а лишение
защиты может спровоцировать состояние выраженной тревоги. Искусное применение освобождения
требует гибкости и многосторонности взглядов психотерапевта.
Ужесточение. Функции напряжения заключаются в точном прогнозировании, стабилизации
конструктов, фасилитации организации конструктной системы, ослаблении некоторых конструктов до
состояния непроницаемости, облегчении экспериментов. Ужесточение форма уточнения, поэтому
здесь применимы все соответствующие техники. Кроме того, можно использовать следующие приемы.
1. Оценивание, или ранжирование (judging or superordinating).
Речь идет о том, что клиент
переходит от свободных ассоциаций и переживаний к оцениванию, применяя ранжировочное
|