Navigation bar
  Print document Start Previous page
 242 of 400 
Next page End  

четырех позиций). Времяпрепровождение может приносить удовольствие само по себе или же,
особенно для невротических личностей, быть просто способом проведения времени. Вместе с тем они
не сопряжены с особым волнением.
Игры. Времяпрепровождение и игры относятся к занятиям (engagements);
они располагаются
между деятельностью и ритуалами,
с одной стороны, и близостью с другой. Если
времяпрепровождение является прямой трансакцией, то игры можно отнести к скрытой. Трансакции в
играх являются дополнительными и предполагают вознаграждение. «Процедуры могут быть
успешными, ритуалы — эффективными, времяпрепровождения — выгодными, но все они по
определению искренни; они могут включать соревнование, но не конфликт, их конец может быть
сенсационным, но не драматичным. В то же время каждая игра, с одной стороны, в основе своей
нечестная, а, с другой — результат ее драматичен, а не просто волнующ» (Berne, 1964, р. 48). Игры не
имеют ничего общего с «развлечениями»; они угрюмо серьезны, как карточные игры. Продажи
предполагают наличие игры, их так и называют: «страховая игра», «игра в продажу недвижимости» и т.
д. вплоть до «мошеннической игры»; война — это тоже игра.
Игры имеют свои названия: сотня их перечислена и описана в книге «Игры, в которые играют
люди» (Berne, 1964), от A
(Addict,
«Пристрастие») до Y (You've Got to Listen,
«Ты должен слушать»).
Множество других игр были выявлены позднее. Излюбленная игра супругов называется «Если бы не
ты» с ее социальным вариантом «Если бы не он». Жена извлекает из этой игры целый ряд выгод, в том
числе избавление от непосильного или пугающего дела, манипулирование мужем, получение
информации для структурирования и заполнения социальных взаимоотношений с другими женщинами.
Наиболее распространенная игра в коллективах «Почему бы вам не... — Да, но...», в которую
может играть любое количество участников. Игрок, обозначаемый «он», возражает «Да, но...»: «Хороший
игрок может противостоять остальной группе как угодно долго, пока окружающим не надоест, тогда "он"
выигрывает» (Berne, 1961, р. 104). Эта игра ведется отнюдь не под предлогом получения помощи или
информации, а со скрытой целью увещевания и потакания Ребенку, который огорчает Родителя.
Игры выполняют целый ряд функций; они заполняют большую часть социальной жизни. С
целью избежать скуки времяпрепровождения и не подвергать себя при этом опасностям близости, люди
прибегают к играм для возбуждения и социального подкрепления, или поглаживания. Как и в случае
времяпрепровождения, люди, играющие в одни и те же игры, держатся вместе.
Игры относятся к двойным трансакциям и предполагают два уровня, социальный и
психологический, причем последний бывает скрыт. Выгода находится на психологическом уровне, в
форме чувств, хороших или плохих. Повторение игры ведет к коллекционированию определенных
чувств, «купонов»,
что превращается в «рэкет».
Некоторым людям необходимы определенные игры
для поддержания психического здоровья. «Их динамическая функция состоит в сохранении
психического равновесия, а их фрустрация ведет к взрыву гнева или состоянию, которое в трансактном
анализе называется отчаянием» (Berne, 1961, р. 108), это состояние скорее сходно с экзистенциальным
отчаянием, чем с депрессией.
Выгодами от некоторых игр являются чувства вины, неадекватности, обиды, страха, боли и
гнева, это и есть «продажа купонов». Самооправдание этих чувств составляет рэкет. Игры
предназначены для манипулирования окружающими, поэтому игроку полагается проявлять эти чувства
и предпринимать значимые действия, связанные с собственным жизненным сценарием, без чувства
вины. Игры, подобно процедурам, ритуалам и времяпрепровождениям, осваиваются в семье. Если
последние три прямо преподаются родителями, то игры обычно осваиваются косвенно или путем
подражания. Они передаются в поколениях.
Близость. «Времяпрепровождение и игры заменяют реальную жизнь истинной близости» (Berne,
1961, р. 86). Близость предполагает интенсивное глубоко индивидуальное программирование,
разрушающее ограничения социальных стереотипов и скрытых ограничений. «Общество не терпит
искренности, за исключением личных отношений» (Berne, 1964, р. 172); близость — это личное дело.
Близость затрагивает естественного Ребенка. Она свободна от игры. «К счастью, вознаграждения от
близости, которая является или должна быть наиболее совершенной формой человеческой жизни, столь
велики, что даже самые сыгранные партнеры беспрепятственно и с радостью оставляют игру, если
находится подходящий человек для формирования близких отношений» (Berne, 1964, р. 62).
Hosted by uCoz