Navigation bar
  Print document Start Previous page
 317 of 400 
Next page End  

показал отсутствие необходимости для клиента ощущать со стороны психотерапевта принятие и
эмпатию в случае параноидных личностей, которые настаивали на том, чтобы быть понятыми, однако в
конце концов встали на позицию психотерапевта.
На этом основании Эллис делает вывод, что не всем, но некоторым людям удается значительно
перестроить собственную личность и тогда, когда отсутствуют все шесть перечисленных Роджерсом
условий (Rogers, 1957). Эллис считает, что не существует ни одного условия, абсолютно необходимого
для конструктивного личностного изменения. Существует ряд альтернативных условий, которые могли
бы привести к тому же результату. Таким образом, можно утверждать, как уже не раз говорилось в этой
главе, необходимостью является не столько наличие каких-либо условий по ощущению стороннего
наблюдателя, сколько ощущение их наличия клиентом. Тем не менее Эллис ставит вопрос о
необходимости хотя бы одного из этих условий.
Возможным решением проблемы, свойственной клиент-центрированному подходу в целом,
будет выделение единственного необходимого, но недостаточного условия конструктивного
личностного изменения — наличия у человека потенциала к росту, проявляющегося в стремлении к
поддержанию и совершенствованию своего «Я», не разрушенного тяжелой органической или
психологической травмой. Безусловно, выраженность этой мотивации сильно варьирует. Когда она
сильна, перечисленные Роджерсом условия должны присутствовать лишь в минимальной степени, они
могут практически ускользать от взгляда внешнего наблюдателя, но их замечает сам клиент. Когда же
базовая мотивация к изменению слаба или испытывает угрозу, внешние условия должны
присутствовать в большей степени. Выраженность каждого из этих условий также может варьировать,
возможно, наличие их всех не является обязательным, хотя при позитивном отношении к клиенту со
стороны психотерапевта, если имеется одно из них, другие условия обычно присутствуют, пусть в
минимальной степени. Или же в каком-то конкретном случае играет роль другое необходимое условие,
которое, в сочетании с мотивацией клиента, станет достаточным, например ощущение клиентом
конгруэнтности, эмпатии и безусловного позитивного отношения со стороны психотерапевта.
Таким образом, трудно судить о том, насколько необходимы предложенные Роджерсом условия.
Вместе с тем их возможная достаточность для позитивного изменения личности и поведения
убедительно доказана интенсивными исследованиями, проведенными за 40 лет с привлечением
множества клиентов, имевших широкий спектр проблем.
После переезда в Калифорнию Роджерс практически ничего не писал об индивидуальном
консультировании или психотерапии. Его подход в то время уже достаточно хорошо себя
зарекомендовал и продолжает оставаться одним из основных методов психотерапии. Было время, когда
последователей у него было несоизмеримо больше, чем у любой другой терапевтической школы, однако
с созданием и распространением многочисленных техник (включая поведенческую терапию),
увеличилось число клиницистов, считающих себя эклектиками, то есть сочетающих в работе два и более
подходов.
Литература на тему клиент-центрированной терапии весьма обширна, начиная с выхода в свет
книги Роджерса в 1942 г. В 1947 г. Снайдер издал книгу, посвященную описанию случаев из практики.
Портер (Porter, 1950) опубликовал книгу, весьма полезную при обучении психотерапевтов. Паттерсон
(Patterson, 1959, 1974, 1985) посвятил клиент-центрированной терапии целый ряд работ. В 1961 г.
Снайдер и Снайдер выпустили в свет книгу, посвященную психотерапевтическим отношениям. Бой и
Пайн также опубликовали ряд работ, последняя из которых вышла в 1990 г. В Англии Мирнс и Торн
(Mearns & Thorne, 1988) издали учебник по клиент-центрированной терапии. Большинство из авторов
публикаций на тему клиент-центрированной терапии в свое время были студентами Роджерса.
Целый ряд публикаций включает материалы для использования при обучении психотерапевтов.
Портер (Porter, 1950) включил в свою книгу претесты и посттесты для использования при обучении.
Паттерсон (Patterson, 1967; см. также Nelson-Jones & Patterson, 1974, 1976; Patterson & Nelson-Jones, 1975)
разработал Шкалу установок консультанта (Counselor Attitude Scale)
на основе инструмента, ранее
созданного Стюартом (Stewart, 1958). Широко известным инструментом для измерения восприятия
клиентами установок психотерапевта является Опросник отношений Барретт-Леннарда (Barrett-Lennard
Relations Inventory)
(Barrett-Lennard, 1962). Труа и Каркхафф (Truax & Carkhuff, 1967; Carkhuff, 1969)
разработали шкалы для оценочных интервью по ряду характеристик психотерапевта. Пересмотренные
Hosted by uCoz