второй важный источник экзистенциализма, ведет свое начало от работ Кьеркегора (Kierkegaard, 1944,
1954а, 1954b) и Ясперса (Jaspers, 1955). Позднее экзистенциальные философы, такие как Хайдеггер
(Heidegger, 1949, 1962), Марсел (Marcel, 1948) и Сартр (Sartre, 1953), испытали влияние феноменологии
Гуссерля. Экзистенциальная философия занимается природой человеческой сущности, ее
существованием в современном мире, а также смыслом этого существования для отдельного человека.
Она сосредоточена на непосредственных переживаниях индивида, его существовании и переживании
этого существования.
Экзистенциализм определяется Мэем (May, 1958b) как
«попытка понять человека посредством устранения раскола между субъектом и объектом,
который исказил западную мысль и науку вскоре после Возрождения... Он зародился более ста лет назад
в яростном протесте Кьеркегора против господствующего рационализма своих современников,
гегелевского «тоталитаризма причины», если пользоваться выражением Маритена» (Maritain, p. 11).
Человек не является веществом или механизмом, это появляющееся, становящееся или
существующее бытие, где термин существовать буквально обозначает «выделяться; возникать».
Существование противопоставлено сущности, которая является абстракцией, но которая тем не менее
находится в центре внимания традиционной науки. Вместе с тем это противопоставление само собой
устранено, как отмечает Тиллих (Tillich, 1961), в высказывании Сартра «Сущность человека состоит в его
существовании»; то есть сущность человека заключается в способности создавать себя».
Человек как субъект никак не может быть отделен от объекта, который он наблюдает. Смысл
объективного факта зависит от отношения субъекта к нему. Люди существуют в мире, частью которого
они являются это так называемое бытие-в-мире. Экзистенциализм сосредотачивается на
переживаниях человека особенно на неинтеллектуальных способах переживания и на существовании
как полной вовлеченности в ситуацию в мире. Данный подход ставит во главу угла переживания
индивида; его «системой координат является человек, со всеми его страхами, надеждами, тревогами и
ужасами... Фундаментальный вклад экзистенциальной терапии состоит в понимании человека как
бытия... Фундаментальный характер экзистенциального анализа, таким образом, связан с онтологией,
наукой о бытии, а также с дазайном (Dasein),
экзистенцией отдельного бытия, сидящей напротив
психотерапевта» (Van Dusen, 1957).
Не существует единственной экзистенциальной терапии; напротив, речь идет о многочисленных
подходах, часто бессистемных, уделяющих минимальное внимание техникам. Так, анализ Сартра скорее
представляет собой философию, чем клиническую практику. Идеи Бинсвангера (Binswanger, 1958)
являются, как отмечает ван Каам (van Kaam, 1961), не столько примерами терапевтической практики,
сколько указаниями на то, что «психотерапевту следует поощрять участие всей человеческой сущности
пациента в сущем других с целью преодоления тревоги».
Точно так же, как не существует единственной экзистенциальной психотерапии, не существует и
единой школы экзистенциалистской философии. Между школами имеются различия и противоречия.
Ван Дузен (Van Dusen, 1957) рассматривает их в континууме, причем некоторые из них, например школа
Сартра, делают акцент на полюсе небытия, а другие, в частности школа Марсела, подчеркивают
значимость полюса бытия в диапазоне человеческих переживаний. Небытие характеризуется
пессимизмом, темнотой и смертью, в то время как другой полюс оптимизмом, светом и жизнью.
Несмотря на отсутствие единой теории или подхода, имеется ряд общих аспектов, или
элементов, лежащих в основе всех экзистенциальных подходов в психотерапии. Речь, в частности, идет
о следующих темах (Braaten, 1961; May, 1958b; van Kaam, 1961).
1. Отличительной особенностью человеческого существования является дазайн, наличное бытие,
которое состоит в том, что сущее знает, что оно здесь и может занять позицию по отношению к этому
факту. Люди отличаются от всех других животных своей способностью осознавать себя, а также
события, которые оказывают на них влияние, осознавать прошлое, настоящее и будущее как
непрерывность. Это позволяет им делать выбор и принимать решения. Таким образом, человек несет
ответственность за свой выбор. «Само по себе самосознание, то есть потенциал человека к осознанию
того, что широкий изменчивый поток переживаний и есть его переживания, неизбежно привносит в
каждый момент элемент принятия решения» (May & van Kaam, 1963, p. 78).
Таким образом, люди свободны и представляют собой то, что из себя сделали; наследственность,
|