ценностей, а не в обнаружении глубинных тайн. Самоактуализация не считается конечной задачей.
Реализация себя возможна лишь в той степени, в какой человек реализует конкретный смысл своего
личного существования. Самоактуализация, таким образом, является побочным продуктом.
В логотерапии используются две специфические техники: парадоксальная интенция и
дерефлексия. Первая напоминает негативную практику по Найту Данлепу (Knight Dunlap, 1933).
Некоторые другие аспекты разработанного Франклом метода сходны с переобусловливанием. Вместе с
тем Франкл связывает эти техники с экзистенциализмом и подчеркивает вызываемые ими эффекты
помимо устранения симптомов. Тем не менее намечаются некоторые сходства и параллели между
случаями, описанными Франклом, и сообщениями Сэлтера и Вольпе. Парадоксальная интенция имеет
дело с симптомами. Данный метод поощряет пациента подвергнуться пугающей ситуации, однако без
вызывающих страх последствий, что разрывает порочный круг и ведет к угашению страха или
антиципаторной тревоги. Франкл, однако, подчеркивает аспекты отношения к ситуации. Именно
отношение пациента, а не команда, настояние или поощрение со стороны психотерапевта приводит к
тому, что пациент подвергает себя действию ситуации, в которой может возникнуть угашение. Не
исключено, что необходимым условием здесь является изменение установок пациента, как и в других
методах, ведущих к переобусловливанию и угашению, например в подходах Сэлтера и Вольпе.
Оценка. Для Франкла духовный аспект является самостоятельным измерением индивида,
отличным от психологического. Это, вероятно, является результатом отсутствия внимания и даже
отвержения смыслов и ценностей со стороны психологии. Вместе с тем не обязательно рассматривать
смыслы и ценности как самостоятельный аспект индивида; они вполне могут быть частью его
психологического аспекта. Тем не менее Франкл признает проблемы и страдания современных людей,
вводя их в психотерапию как полноправные объекты вмешательства, вместо того чтобы игнорировать
их или лечить их как симптомы бессознательных или вытесненных интрапсихических конфликтов
между влечениями. Его концепция ценностей отношения также представляет собой весомый вклад.
Унгерсма (Ungersma, 1961) утверждал, что эта концепция Франкла «внесла уникальный вклад в
психотерапию любой ориентации,... опосредуя и развивая глубочайшие достижения Фрейда» (р. 28).
Если другие подходы в психотерапии делают акцент на самоактуализации, самореализации и
самосовершенствовании как цели терапии, Франкл подчиняет эту цель цели достижения смысла.
Можно возразить, что именно значимость событий, ситуаций, задач, ценностей, установок и т. д. для
самореализации придает им смысл; они лишены смысла сами по себе, обретая смысл лишь
применительно к развитию индивида.
Вероятно, было бы несправедливым судить о логотерапии (или экзистенциальной психотерапии)
на основе техник парадоксальной интенции и дерефлексии. Это специфические техники для вполне
конкретных симптомов или невротических состояний. Они едва ли применимы в случае более тяжелых
нарушений, с которыми имеет дело экзистенциальная психотерапия, в частности при экзистенциальной
фрустрации и утрате смысла жизни.
Логотерапия призвана заниматься этими философскими или духовными проблемами. Однако
описание методов не позволяет составить о них точного представления. Логотерапию часто
комбинируют с общей психотерапией, при этом используются традиционные техники. Франкл
отрицает, что его подход включает обучение или проповедь, является интеллектуальным или
рациональным. Вместе с тем он часто выливается в обсуждение философских или духовных проблем с
вышеупомянутыми элементами. Описание случаев пестрит такими терминами, как причинность,
убеждение, инструктирование, тренинг, руководство и так далее. Суггестия, убеждение и
установление причинно-следственных связей являются составными частями этого процесса.
Высказывается мнение (Weisskopf-Joelson, 1975) о том, что логотерапия это скорее вера,
философия жизни, светская религия, чем наука или школа психотерапии в обычном смысле слова.
Сочинения Франкла пригодны не только для подготовки логотерапевтов, клиенты также могут извлечь
из них пользу. Вайскорф-Джоэлсон предлагает, чтобы терапевтические сессии посвящались
преимущественно обучению ценностям и философии логотерапии, а не использованию техник. В
логотерапии имеется всего одна техника парадоксальная интенция. Первая часть техники, принятие,
а не борьба с невротическими симптомами, соответствует философии. Вторую часть, преувеличение
симптомов, автор считает трюком. Именно этому моменту, по ее мнению, уделяется чрезмерное
|