необходимость.
Вместе с тем универсальная рекомендация гласит о необходимости использования
психотерапевтами техник, которые «соответствовали бы» предполагаемым характеристикам клиентов.
Исходить при этом надо из следующего: «Разные культурные и субкультурные группы требуют разных
подходов» (Sue & Sue, 1990, p. 161). С. Сью (S. Sue, 1988), ссылаясь на пять публикаций (включая Ridley,
1984), утверждает:
«Никто, по-видимому, не возражает против того, что другие расовые группы могут требовать
подходов или техник, отличных от тех, которые пригодны для англо-саксонских представителей
среднего класса. Действительно убеждение, которое разделяют многие кросс-культурные ученые,
состоит в том, что представители меньшинств предпочитают и лучше откликаются на директивные, чем
на недирективные подходы, что активные подходы к консультированию эффективнее пассивных, что
структурированный, однозначный подход более действенен, чем неструктурированный и
двусмысленный, и что представители этнических меньшинств предпочитают консультанта, который
готов делиться своими мыслями или чувствами»
(Atkinson, Maruyama & Matsui, 1978; Berman, 1979;
Dauphinais et al., 1981; Ivey, 1986; D. W. Sue, 1978; Szapocznik, et al., 1982). (Также см. Sue & Sue, 1990, p.
160.)
Во многих публикациях рекомендовалось разработать «культуро-специфичные», «культурно-
адекватные» техники (например, D. W. Sue, 1991; Sue, Bernier, Durran, Feinberg, Pedersen, Smith &
Velasquez-Nuttall, 1982; Sue & Sue, 1990, chapter 8, The Culturally Skilled Counselor). Существует ряд проблем,
связанных с попытками получить информацию о представителях этнических меньшинств и
рекомендовать специфические методы или техники, соответствующие их особенностям, о чем идет речь
ниже.
1. Во-первых, в описаниях различных групп содержатся сведения об абстрактных,
среднестатистических их представителях. В результате распространяются стереотипы, опасность
которых признают многие авторы. С. Сью (S. Sue, 1983) цитирует Кемпбелла (Campbell, 1967) который
«предупреждает о том, что обнаружение действительных различий между группами часто ведет к их
преувеличению и созданию ложных стереотипных образов» (р. 585). С. Сью (S. Sue, 1983) впервые
указывает на существование широких индивидуальных различий в рамках каждой из групп. По
статистике, при значительных внутригрупповых различиях и попытке провести сравнение с другими
группами бывает трудно, практически невозможно правильно распределить индивидов по группам или
выявить различия между группами.
Здесь уместно сделать акцент на ценности межкультурных различий. Несомненно, имеют место
некоторые различия в ценностях. Вместе с тем надо отметить, что слово ценности употребляется
неразборчиво. Многие так называемые ценностные различия между группами в действительности
касаются обычаев, жизненного стиля, социальных норм и привычек, предпочтений. Целый ряд
ценностей является общим для представителей различных групп, есть так называемые универсальные
ценности (Patterson, 1989c). Браун (Brown, 1991) отмечает, что «существуют универсальности, причем их
довольно много... Безответственным было бы пытаться уходить от этой темы, отрицать их
существование» (см. pp. 142-156).
2. Предположения относительно характеристик этнических меньшинств приводят к идее
самореализации. Если клиентов из других культурных групп считать зависимыми, неискренними,
нуждающимися в структуре, руководстве, совете и т. п., то и обращаться с ними следует так, будто все
это имеет место, и они не преминут оправдать ожидания психотерапевта. Таким образом, стандартная
или традиционная терапия явно окажется неэффективной.
3. Предположение о том, что знакомство психотерапевта с культурой своего клиента позволит
проводить более адекватную и эффективную терапию, пока себя не оправдало. Сью и Зейн (Sue and
Zane, 1987) утверждают: «Рекомендации психотерапевтам быть восприимчивыми к культуре своих
клиентов не дали существенных результатов» (р. 37). Они продолжают:
«Основная проблема, связанная с подходами, которые делают акцент на знании культуры или
культурно-специфических техник, состоит в том, что никак не связано с процессами, обеспечивающими
эффективность психотерапии... Рекомендации знать культуру необходимы, но недостаточны для
эффективного лечения... Знание должно быть трансформировано в конкретные действия и стратегии»
|