Самопринятие
Самопонимание
- Промежуточные (индивид)
Успехи в учебе учебные навыки и привычки
Развитие талантов искусство, музыка, спорт и т. д.
Профессиональные успехи и удовлетворенность работой
Личные взаимоотношения семья
Ослабление симптоматики тревоги, фобий, боли и т. п.
- Конечные (самоактуализирующаяся личность)
Принятие себя
Принятие других
Эмпатия
Искренность
Автономия, независимость
Ответственность
Демократизм
Открытость опыту
Самоуважение
I. Отметим сходство условий, процесса и целей. Все они включают эмпатию, уважение и
подлинность, или честность. Условия также являются целью.
II.
Клиент, самоактуализируясь, оказывает терапевтическое воздействие на других, способствуя
их самоактуализации.
III. Условия действуют по ряду направлений, в соответствии с нашим пониманием процесса
научения или процесса изменений.
1) Условия создают неугрожающую среду, в которой клиент ощущает себя в безопасности и готов
к самораскрытию и самоанализу. Угроза, как хорошо известно, мешает научению. Теплая атмосфера
принятия, создаваемая психотерапевтом, способствует десенсибилизации клиента, избавлению его от
страхов и тревог, связанных с человеческим общением, снятию запретов на самораскрытие.
2) Процесс не всегда идет гладко, как типичный процесс научения, он развивается по кривой, со
спадами и даже с отступлениями. Клиент демонстрирует конфликт приближения/избегания,
прогрессируя до точки, в которой внутренняя угроза или тревога становятся слишком сильными, а затем
отступая, или «отдыхая», пока тревога не уменьшится. Отдельные проблемы прорабатывать при этом
невозможно. Все проблемы взаимосвязаны, клиент переходит от одной к другой, потом возвращается,
процесс развивается по спирали.
3) Условия создают среду для научения самооткрытию. Хотя научение открытию не всегда
возможно или желательно в других областях, это наиболее эффективный метод получения знаний о
себе.
4) Условия служат наиболее действенными средствами подкрепления желаемого поведения
клиента, или самоисследования. В более широком смысле любовь служит самым мощным
подкреплением желаемого человеческого поведения.
5) Условия также действуют через моделирование. Клиент становится все более похожим на
психотерапевта в процессе терапии. Следовательно, чтобы служить моделью, психотерапевт должен
предоставлять условия более высокого уровня, а также находиться на более высокой ступени
самоактуализации, чем клиент.
6) Условия высокого уровня включают ожидание психотерапевтом от клиента изменений.
Ожидания оказывают сильный эффект на поведение других людей.
7) Создаваемые психотерапевтом условия высвобождают стремление клиента к актуализации,
чтобы он мог стать более самоактуализирующейся личностью.
IV. Условия представляют собой специфическое лечение неудач или неадекватности прошлой
и/или текущей жизни клиента. Эти неудачи служат источником большинства функциональных
эмоциональных нарушений и препятствий к самоактуализации у людей.
|