Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 400 
Next page End  

жизненном стиле пациента или клиента» (Manaster & Corsini, 1982, p. 178). Другие интервью жизненного
стиля, основанные на оригинальных работах Адлера, представлены рядом авторов (Dinkmeyer et al.,
1987; Dreikurs, 1954); Ekstein, Baruth, & Mahrer, 1978; Powers & Griffith, 1987; Shulman & Mosak, 1988).)
Инсайт. Как только психотерапевту самому удалось достичь инсайта в отношении жизненного
стиля пациента, следующим шагом является помощь пациенту в достижении такого же инсайта. На этом
этапе терапии психотерапевт пытается помочь пациенту уточнить ориентирующую цель; представления
о себе и окружающих, мире в целом; понять базисные ошибки. Конечно, достижение пациентом
инсайта требует от терапевта времени, усилий и терпения. «Выявление невротического жизненного
плана целесообразно производить в дружеской, свободной беседе, причем инициативу в ней всегда
следует отдавать пациенту» (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 334).
Выявление и понимание жизненного плана происходит в процессе терапии. Этот процесс может
проходить неструктурированно, в этом случае психотерапевт вводит в терапию данные о базисных
ошибках, когда сочтет это целесообразным. Или же прямо сообщает пациенту информацию, касающуюся
жизненного стиля, чтобы отталкиваться от нее в ходе терапевтической дискуссии и диалога (например,
Powers & Griffith, 1987).
Переориентация. После того как терапевтические отношения успешно сформированы,
завершены оценивание и анализ жизни, а пациент осознал суть своего жизненного стиля, наступает
время переориентации, изменения убеждений, лежащих в основе жизненного стиля. Переориентация —
это, прежде всего, изменение; она подразумевает модификацию базисных ошибок и преобразование
дисфункционального мышления в функциональное. Таким образом, если у пациента выявлена такая
базисная ошибка, как склонность к чрезмерной генерализации, задача психотерапевта — помочь ему
более реалистично взглянуть на ситуацию. Целью переориентации является «замещение больших
ошибок маленькими... [поскольку] именно большие ошибки [могут] привести к неврозу, а незначительно
ошибается и практически здоровый человек» (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 62). Преобразуя
большое в маленькое, следует иметь в виду такое важнейшее соображение: «для последователей Адлера
все действие разворачивается в когнитивной сфере» (Manaster & Corsini, 1982, p. 156).
Заключительное слово о терапевтическом процессе. Подходы к описанным выше четырем
этапам терапии заметно разнятся, некоторые последователи Адлера не придерживаются определенной
структуры, в то время как другие строго следуют ей. Сам Адлер в своей работе использовал оба этих
подхода или их комбинацию. В качестве заключительного комментария приведем рекомендации
Рудольфа Дрейкурса, наиболее выдающегося из учеников Адлера. Его подход к терапии состоит из пяти
элементов.
1. Первое интервью продолжительностью около часа.
2.
Сбор социального и семейного анамнеза с помощью опросника, продолжительностью около
часа.
3.
Проективный тест «Ранние воспоминания» (Early Recollections), проведение которого обычно
тоже занимает час.
4.
Анализ полученной информации и выводы относительно жизненного стиля, ...что также
занимает около 1 часа.
5.
Собственно терапия... Она может продолжаться несколько месяцев и даже лет, хотя, как
правило, терапия по Адлеру длится 20-30 часов (Manaster & Corsini, 1982, p. 260).
Техники терапии
Приведенная ниже цитата о психотерапевтах-адлерианцах, как нельзя лучше характеризует
самого Адлера.
«Мы, последователи Адлера, ничем не ограничены в своих действиях: все зависит от мнения
психотерапевта; в то время как наша теория крепка, методы сильно варьируют. Если говорить коротко,
не существует «адлерианского способа» проведения психотерапии и консультирования в смысле набора
техник, поскольку техники соответствуют не только теории, но и конкретному клиенту или пациенту»
(Manaster & Corsini, 1982, p. 148).
В оригинальных работах самого Адлера, а также в работах его последователей описаны
Hosted by uCoz