научения в поведенческой терапии Канфера и Филлипса и гештальт-терапия Перлза. В третьем издании
(Patterson, 1980) была опущена глава о транзактном подходе Гринкера и добавлены главы о когнитивной
поведенческой терапии Мейхенбаума и транзактном анализе Берна. Из четвертого издания (Patterson,
1986) были изъяты две главы предыдущих двух изданий: Миннесотская точка зрения Уильямсона и
психоаналитическое консультирование Бордина. Были включены четыре новые главы: психоанализ
Фрейда, когнитивная терапия Бека, функциональная эклектическая психотерапия Харта и когнитивная
терапия и гипотеза ложной концепции Рэйми.] В данном издании опущены главы о Рэйми, Канфере и
Филлипсе, о подходе социального научения Роттера, о Харте и об эклектической системе клинической
практики Торна. Впервые в этом издании появляются главы об аналитической психотерапии Юнга,
индивидуальной психологии Адлера и теории и терапии объектных отношений. Из четырнадцати
теорий, включенных в это издание, в первом издании было только шесть: теория подкрепления и
психоаналитическая терапия Долларда и Миллера, поведенческая терапия Вольпе, рационально-
эмотивная терапия Эллиса, психология личностных конструктов Келли, клиент-центрированная
терапия Роджерса и логотерапия Франкла.
В этом издании, как и в предыдущих, было сложно определить, какие теории опустить, а какие
добавить. Можно было бы включить гораздо больше теорий. Консультации с коллегами не приводили к
полному согласию. Поэтому окончательное решение при отборе принадлежит авторам. Преподаватели,
которые хотят, чтобы их студенты знали теории, присутствующие в предыдущих изданиях, могут найти
эти издания в библиотеке.
Для включения теории в издание нельзя пользоваться каким-то одним критерием. Основным
критерием, как указано в четвертом издании (Patterson, 1986, р. XIV), является наличие в данном подходе
устойчивой основы или концепции. Вторым
условием, на взгляд авторов, является значение для
психотерапии. Важность для истории тоже учитывается, хотя некоторые исключенные теории,
например Уильямсона и Торна, могут считаться исторически важными. Популярность теории не
является критерием, равно как и то, в какой степени она практикуется ее приверженцами. Тем не менее
большинство теорий либо широко практикуются, либо изучаются студентами.
Студенты, изучающие психотерапию, должны на ранних стадиях обучения получить
представление об основных подходах и точках зрения. Ожидать от них самостоятельного изучения
оригинальных источников хотя бы полудюжины этих подходов было бы нереалистично. Но кратких
описаний, которые включаются в учебники, недостаточно. Необходима справочная литература, в
которой были бы представлены точные и обстоятельные обобщения, достаточно подробные для того,
чтобы дать студентам представление о структуре и устройстве теорий, с тем чтобы они могли их
сравнивать и использовать в качестве основы при дальнейшем прочтении оригинальных источников
хотя бы некоторых из этих теорий.
Есть несколько способов подхода к подобным книгам. Человеку, в силу собственных убеждений,
сложно изложить непредвзято и точно различные точки зрения. Можно снизить вероятность
предвзятости, если работать с сотрудниками, чьи точки зрения различаются. Написание подобной книги
тем не менее все равно представляет собой большой труд, и здесь желателен и необходим не один такой
сотрудник. Второй подход, происходящий из этой проблемы, это найти одного общего редактора наряду
с признанными специалистами, который бы представил их. Работа, построенная таким образом,
осложняется из-за личных убеждений каждого автора и степени логичности излагаемого ими материала.
В этом случае неплохо узнать оценку кого-то не из числа авторов и редактора. Третий подход если
один человек представляет различные теории, а впоследствии соответствующие главы будут прочитаны
и оценены коллегами или последователями представленных теорий.
При создании этой книги был использован третий подход. Возможны два варианта этого
подхода. В первом случае теории характеризуются с точки зрения писателя, то есть дается либо
объяснение, либо критика или оценка ее. Во втором случае писатель может попытаться беспристрастно
изложить теории так же, как они могут быть изложены их создателями или представителями, после чего
следует оценка или критика теории. Мы использовали именно второй вариант.
В каждой главе мы дали описание определенного подхода, но не с нашей точки зрения на него, а
с точки зрения его приверженца. Мы попытались дать беспристрастное описание каждого подхода,
стремясь при этом к наиболее понятному, полному и точному изложению. В отдельных случаях мы
|