Navigation bar
  Print document Start Previous page
 70 of 400 
Next page End  

способностей ребенка и его актуальными переживаниями.» (Horner, 1991, р. 8)
(Хотелось бы отметить, что упоминание о схемах и утверждение, что образы «сконструированы
маленьким ребенком с его ограниченными познавательными возможностями и примитивными
механизмами мышления» весьма напоминают взгляды Адлера; см. главу 3; то же самое отметил и
Сперри (Sperry, 1992).)
Постоянство объекта. «Способность поддерживать устойчивые взаимоотношения со
специфическим, единичным объектом; или, наоборот, склонность отвергать замещения знакомого
объекта, например, ребенок, проявляющий постоянство объекта, отвергает материнские ухаживания
всех, кроме собственной матери, тоскует в ее отсутствие» (Rycroft, 1973, р. 100). Маргарет Малер,
внесшая заметный вклад в наше понимание развития объектных отношений, рассматривала постоянство
объекта таким образом: «способность распознавать и выдерживать любовные и враждебные чувства в
отношении одного и того же объекта; способность концентрировать чувства на конкретном объекте;
способность ценить объект за те его качества, которые не связаны с его функцией удовлетворения
потребностей» (Mahler, Pine, & Bergman, 1975, p. 328). Если процесс развития объектных отношений идет
в нужном направлении, достигается постоянство объекта; кроме того, наблюдается укрепление
идентичности.
Выводы. Вот некоторые базисные концепции, характерные для теории объектных отношений в
целом, и для работ Фэйрберна, Винникота и Гантрипа, в частности. Таким образом, мы видим, что под
термином объект подразумевается мысленная репрезентация человека или части человека (например,
материнской груди), что объекты могут быть целостными или частичными, что они могут
представляться в «хорошем» или «плохом» качестве (хорошее равносильно дающему удовлетворение, а
плохое — не дающему удовлетворения), и что объектные отношения есть наши представления о своем
«Я» и объектных схемах, а также о взаимодействиях между ними.
Теоретики объектных отношений проявляли особый интерес к ранним годам жизни, поскольку
наши «образы «Я» и образы объекта строятся из бесчисленных повседневных аффективных
переживаний, которые сопровождают индивида с первого дня жизни или даже с более раннего
периода» (Blanck & Blanck, 1986, p. 50). Кроме того, много внимания уделяется отношениям младенца с
человеком, осуществляющим за ним основной уход, обычно матерью. «Независимо от генетических
особенностей младенца способность или неспособность матери налаживать отношения с ним является
необходимым условиям психического здоровья ребенка. Хороший родитель, находящийся рядом с
ребенком с первых дней жизни, является залогом психического здоровья» (Guntrip, 1975, р. 156). В
литературе описан ряд примеров гармоничных и негармоничных пар мать—ребенок, причем
взаимодействие каждой из них влияет на типы объектных отношений, которые со временем разовьются
у ребенка (например, Blanck & Blanck, 1986, pp. 51-52).
Фэйрберн
Биографический очерк. Уильям Рональд Додж Фэйрберн родился в Эдинбурге, Шотландия, в
1889 г. Он получил образование в школе Merchiston Castle School, затем в Эдинбургском университете,
его дипломная работа была посвящена богословию и древнегреческому языку. Он принимал участие в
Первой мировой войне, позднее получил медицинскую степень и в течение года работал в
психиатрической клинике, затем занялся частной практикой (до самой своей смерти в 1964 г.). Он
занимал следующие должности: лектор по психологии в Эдинбургском университете, психиатр в
Университетской психологической клинике для детей, приглашенный психиатр больницы Carstairs
Hospital, психиатр-консультант Министерства пенсий и пособий.
Наряду с многочисленными отличиями, Фэйрберн был членом Британского
психоаналитического общества, ему был посвящен специальный выпуск журнала British Journal of
Medical Psychology.
Его работы публиковались в таких журналах, как International
Journal of
Psychoanalysis (например, Fairbairn, 1941, 1958, 1963) и British Journal of Medical Psychology (Fairbairn,
1952b, 1954, 1955). Многие из его статей вошли в сборник Psychoanalytical Studies of the Personality
(1952a), который был выпущен в Англии. Эта же книга была опубликована в Америке под названием An
Object-Relations Theory of the Personality в 1954 г.
Hosted by uCoz