Стадии I соответствует ранний этап развития ребенка, грудное вскармливание, способность
брать с помощью рта. Это время формирования первых объектных отношений. «Младенец полностью
зависит от своего объекта, не только в плане существования и физического благополучия, но и для
удовлетворения психологических потребностей» (там же, р. 47).
Фэйрберн указывал, что разные объекты привлекают внимание на разных этапах развития; по его
мнению, материнская грудь частичный объект соответствует ранней оральной стадии I, в то время
как «мать с грудью целостный объект, к которому относятся как к частичному объекту» (там же, р. 41),
соответствует поздней оральной стадии I.
На стадии II фокус смещается к целостным объектным отношениям более высокого порядка.
«Между... инфантильной и зрелой зависимостью лежит переходный этап, который характеризуется
усиливающейся тенденцией к отказу от установки на инфантильную зависимость и к принятию
установки на зрелую зависимость» (там же, р. 35). Предполагается, что соответствующие стадии II
объекты это «целостные объекты, к которым относятся с учетом их содержания» (там же, р. 41).
На этом этапе обретают важность две концепции дихотомия объекта и защитные техники.
Значение первой обусловлено тем, что «переходный период только начинается, в то время как
двойственность поздней оральной стадии [I] уже породила установку, основанную на дихотомии
объекта» (там же, р. 35). Дихотомия объекта может быть «определена как процесс, когда исходный
объект, на который одновременно направлены любовь и ненависть, замещается двумя объектами
принимаемым объектом,
на который направлена любовь, и отвергаемым объектом, на который
направлена ненависть» (там же, р. 35).
Такое раздвоение открывает возможности для использования четырех техник навязчивых
действий, параноидной, истерической и фобической которые «являются четырьмя альтернативными
методами работы с проблемами переходного периода» (там же, р. 146). Эти защитные техники также
называются техниками отвержения, хотя они не обязательно по природе своей связаны с отвержением.
Раздвоение с помощью этих техник происходит следующим образом (там же, р. 46).
Техника
Принимаемый объект
Отвергаемый объект
Навязчивые действия
Интернализован
Интернализован
Параноидная
Интернализован
Экстернализован
Истерическая
Экстернализован
Интернализован
Фобическая
Экстернализован
Экстернализован
(Фэйрберн позднее говорил, что отвергаемый объект должен звучать во множественном числе,
объекты,
поскольку здесь идет речь о «возбуждающих» и «отклоняющих» элементах или объектах; см.
приложение к главе 4 в книге 1954 года издания.) Таким образом, каждая техника может считаться
средством преодоления ключевого, неразрешенного конфликта переходного периода, причем конфликт
состоит в «противоречии между а) стремлением к развитию и достижению установки зрелой
зависимости от объекта и б) регрессивным нежеланием отказаться от установки инфантильной
зависимости от объекта» (там же, р. 38). В результате всего этого возникает «отделение от объекта
ситуация, одновременно желаемая и пугающая» (там же, р. 46).
На стадии III, зрелой зависимости, фокус перемещается на дифференциацию собственного «Я» и
развитие способности отдавать, а не только брать. Объекты, соответствующие этой стадии,
определяются как «целостные объекты с половыми органами» (там же, р. 41). Почему же этот этап по-
прежнему считается этапом «зависимости»? «Заключительный этап наиболее точно описывается как...
"зрелая зависимость", а не "независимость", поскольку способность к поддержанию отношений
неизбежно предполагает зависимость того или иного рода» (там же, р. 145).
Вместе с тем следует понимать, что объектные отношения индивида на стадии III сравнительно
лучше развиты и качественно продвинуты. Стадия III «характеризуется способностью со стороны
дифференцированного индивида к взаимоотношениям сотрудничества с дифференцированными
объектами... Эти взаимоотношения в равной мере включают процессы "брать/давать" между двумя
дифференцированными индивидами...» (там же, р. 145). Таким образом, на подходах к стадии III
«наблюдается постепенное расширение и развитие взаимоотношений с объектами, начиная с
|