Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 172 
Next page End  

наугад, набрал номер телефона. Ответил врач-гипнолог.
В каких тайниках подсознания хранила память сказанный под гипнозом нужный номер
телефона? И не напоминает ли это что-то похожее на зомбирование? Внушить ведь можно что угодно...
...К руке человека, находящегося в состоянии глубокого гипноза, прикладывали монету и
говорили, что она раскалена. На этом месте появлялся ожог. Столь необыкновенную силу может иметь
слово. Неудивительно, что многие века, даже тысячелетия, гипноз — это загадочное явление
человеческой психики — использовался всякого
рода шарлатанами, знахарями, колдунами в своих
целях. Да и только ли в прошлом? И в наши дни еще нередки случаи, когда за различными «чудесами»
мы видим явления, вызванные гипнозом.
Многие гипнотизирующие приемы были непременной составной частью древнейших
религиозных церемоний, хотя люди, пользовавшиеся ими, и не понимали их сущности. Вспомним хотя
бы сцены «изгнания злого духа» (т. е. исцеления больного) шаманом. Одетый в обрядовую одежду, он
многократно повторяет одни и те же слова и фразы, призывает на помощь добрых «духов-помощников»,
угрожает «злым духам». Заклинания шамана сопровождаются непрерывными ритмическими ударами в
бубен и различными движениями. В чуме распространяется дым от ядовитых курений. Сильнее и
сильнее гремит бубен, быстрее и быстрее пляска шамана. Наконец его завывания, порывистые
движения, ядовитый дым делают свое дело: все, кто присутствует в чуме, одурманены происходящим.
Им уже слышатся «потусторонние» голоса вызываемых духов. Шаман, доводя себя до исступления,
впадает в гипнотическое состояние. Теперь он поражает зрителей — режет себя ножом, выхватывает
раскаленные угли из костра и не чувствует боли.
С особым вниманием и надеждой следят за действиями шамана больные. Они так хотят быть
здоровыми! Мало-помалу все окружающее, кроме звуков голоса шамана, перестает достигать их
сознания. Они впадают в забытье, в котором речь шамана воспринимается особенно остро, глубоко
западает в одурманенный разум. Выкрики шамана о бегстве и поражении «духов зла», о победе «духов-
помощников» звучат для больного желанной вестью о выздоровлении. Он уже чувствует себя сильным;
боли, которые изнуряли его тело, куда-то ушли, отступили.
И
вот результат: к концу обряда у некоторых особо впечатлительных больных действительно
наступало улучшение. От поселка к поселку, от селения к селению передается восторженная, всячески
преувеличенная весть об удивительном исцелении. Вместе с ней растет вера людей в потусторонний
мир. Они забывают о том, что шаман исцелил лишь единицы, а навредил сотням.
О методах лечения, которые применяют колдуны и знахари различных народов, рассказывает
врач Гарри Райт в книге «Свидетель колдовства», изданной в Лондоне в 1964 г. Он наблюдал
различные обряды у племен Южной Африки. Нетрудно увидеть, что используя мистические обряды и
всякого рода театральные приемы, эти врачеватели пользуются внушением, самовнушением и гипнозом.
Вот отрывок из его книги:
«Я пришел к выводу, что африканские колдуны знают и применяют силу психологического
воздействия. Несомненно, они обладают также весьма богатыми знаниями лекарств. Современное
«чудодейственное» лекарство серпазил, например, было известно знахарям и миссионерам в Африке и
применялось ими для лечения гипертонии и умственных расстройств задолго до того, как о нем узнала
европейская медицина. Однако использование неизвестных лекарств не может объяснить всего, что я
видел. Я убежден, что очень многое зависит от умелого применения прикладной психологии. В этом
знахари и колдуны достигли очень многого, и нам, современным врачам, почти невозможно понять их
методы.
Например, я слышал из совершенно надежных источников историю об одном ньянга (так
называют колдунов в Танганьике), которого пригласили помочь представителям власти в
расследовании обстоятельств смерти вождя племени. После долгих уговоров он отвел их на место, где
лежало тело мертвого вождя. Африканцы обычно выбирают для захоронения доступные места —
недоступные для духов, животных и
человека. Это происходило в жаркой, иссушенной солнцем
местности к югу от Килиманджаро.
В таких условиях мертвое тело должно было начать разлагаться через несколько часов. Поскольку
цель захоронения состоит в том, чтобы защитить тело от врагов умершего и от животных, его
засовывают в расщелину или пещеру. В этом случае, однако, тело мертвого вождя было вытянуто на
Hosted by uCoz