наугад, набрал номер телефона. Ответил врач-гипнолог.
В каких тайниках подсознания хранила память сказанный под гипнозом нужный номер
телефона? И не напоминает ли это что-то похожее на зомбирование? Внушить ведь можно что угодно...
...К руке человека, находящегося в состоянии глубокого гипноза, прикладывали монету и
говорили, что она раскалена. На этом месте появлялся ожог. Столь необыкновенную силу может иметь
слово. Неудивительно, что многие века, даже тысячелетия, гипноз это загадочное явление
человеческой психики использовался всякого
рода шарлатанами, знахарями, колдунами в своих
целях. Да и только ли в прошлом? И в наши дни еще нередки случаи, когда за различными «чудесами»
мы видим явления, вызванные гипнозом.
Многие гипнотизирующие приемы были непременной составной частью древнейших
религиозных церемоний, хотя люди, пользовавшиеся ими, и не понимали их сущности. Вспомним хотя
бы сцены «изгнания злого духа» (т. е. исцеления больного) шаманом. Одетый в обрядовую одежду, он
многократно повторяет одни и те же слова и фразы, призывает на помощь добрых «духов-помощников»,
угрожает «злым духам». Заклинания шамана сопровождаются непрерывными ритмическими ударами в
бубен и различными движениями. В чуме распространяется дым от ядовитых курений. Сильнее и
сильнее гремит бубен, быстрее и быстрее пляска шамана. Наконец его завывания, порывистые
движения, ядовитый дым делают свое дело: все, кто присутствует в чуме, одурманены происходящим.
Им уже слышатся «потусторонние» голоса вызываемых духов. Шаман, доводя себя до исступления,
впадает в гипнотическое состояние. Теперь он поражает зрителей режет себя ножом, выхватывает
раскаленные угли из костра и не чувствует боли.
С особым вниманием и надеждой следят за действиями шамана больные. Они так хотят быть
здоровыми! Мало-помалу все окружающее, кроме звуков голоса шамана, перестает достигать их
сознания. Они впадают в забытье, в котором речь шамана воспринимается особенно остро, глубоко
западает в одурманенный разум. Выкрики шамана о бегстве и поражении «духов зла», о победе «духов-
помощников» звучат для больного желанной вестью о выздоровлении. Он уже чувствует себя сильным;
боли, которые изнуряли его тело, куда-то ушли, отступили.
И
вот результат: к концу обряда у некоторых особо впечатлительных больных действительно
наступало улучшение. От поселка к поселку, от селения к селению передается восторженная, всячески
преувеличенная весть об удивительном исцелении. Вместе с ней растет вера людей в потусторонний
мир. Они забывают о том, что шаман исцелил лишь единицы, а навредил сотням.
О методах лечения, которые применяют колдуны и знахари различных народов, рассказывает
врач Гарри Райт в книге «Свидетель колдовства», изданной в Лондоне в 1964 г. Он наблюдал
различные обряды у племен Южной Африки. Нетрудно увидеть, что используя мистические обряды и
всякого рода театральные приемы, эти врачеватели пользуются внушением, самовнушением и гипнозом.
Вот отрывок из его книги:
«Я пришел к выводу, что африканские колдуны знают и применяют силу психологического
воздействия. Несомненно, они обладают также весьма богатыми знаниями лекарств. Современное
«чудодейственное» лекарство серпазил, например, было известно знахарям и миссионерам в Африке и
применялось ими для лечения гипертонии и умственных расстройств задолго до того, как о нем узнала
европейская медицина. Однако использование неизвестных лекарств не может объяснить всего, что я
видел. Я убежден, что очень многое зависит от умелого применения прикладной психологии. В этом
знахари и колдуны достигли очень многого, и нам, современным врачам, почти невозможно понять их
методы.
Например, я слышал из совершенно надежных источников историю об одном ньянга (так
называют колдунов в Танганьике), которого пригласили помочь представителям власти в
расследовании обстоятельств смерти вождя племени. После долгих уговоров он отвел их на место, где
лежало тело мертвого вождя. Африканцы обычно выбирают для захоронения доступные места
недоступные для духов, животных и
человека. Это происходило в жаркой, иссушенной солнцем
местности к югу от Килиманджаро.
В таких условиях мертвое тело должно было начать разлагаться через несколько часов. Поскольку
цель захоронения состоит в том, чтобы защитить тело от врагов умершего и от животных, его
засовывают в расщелину или пещеру. В этом случае, однако, тело мертвого вождя было вытянуто на
|