Рис. 2. Хотя этот рисунок не закончен, мы видим, что здесь нарисовано
Почти каждый, посмотрев на рис. 3, я, увидит треугольник. Дело в том, что при любом
восприятии прежде всего бросается в глаза изображение в целом, а уже потом вырисовываются детали;
благодаря целостности восприятия отдельные линии и точки видимого объединяются в фигуру (рис. 3,
б).
Рис. 3. Отдельные линии и точки объединяются в целое
Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой,
если ее исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль. Целостность музыкального
образа в нашем сознании проявляется при этом ярче, чем отдельные звуковые ощущения, различные в
данных случаях.
Разговаривая по телефону, мы слышим не все буквы, но вряд ли кому-либо это мешает. Да и в
обычной речи мы ведь не произносим всех букв слова. Вот как звучит просьба подать полотенце:
Даить, пжаста, п'лтенц.
Это тоже одно из проявлений целостности восприятия. Иногда две-три недосказанные фразы
обобщаются и воспринимаются как законченная мысль. Произведение искусства заставляет нас активно,
творчески воспринимать его, воссоздавать целое по деталям. Этим оно отличается от протокола или
фотографии.
Иллюзии
Иллюзии, о которых сейчас пойдет речь, описал еще Аристотель примерно 2300 лет назад. Это
иллюзии высоты и ширины (рис. 4), иллюзии Мюллера-Лиера (рис. 5), Цельнера и Геринга (рис. 6, а, б).
|