70-х годах, когда на экранах телевизоров в течение нескольких секунд мелькали голые болельщики,
вихрем проносившиеся по футбольному полю. Как только работники телевещания решили игнорировать
подобные случаи, они сразу же прекратились.
Научение через наблюдение
Альберт Бандура (Albert Bandura) разработал теорию социального научения. Он был убежден в
том, что мы учимся проявлять агрессию не только потому, что это выгодно, мы также перенимаем ее
как модель поведения, наблюдая за другими людьми. Как и большинство других социальных навыков,
мы усваиваем агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями окружающих и отмечая
последствия этих действий.
По мнению Бандуры (1979), повседневная жизнь постоянно демонстрирует нам модели
агрессивного поведения в семье, субкультуре и средствах массовой информации. Дети, чьи родители
часто прибегают к наказанию, обычно используют такие же агрессивные формы поведения в
отношениях с окружающими. Родители добиваются от детей послушания с помощью окриков, шлепков
и подзатыльников и таким образом преподают урок агрессии как метод решения проблем (Ratterson &
others, 1982). Очень часто таких родителей самих в детстве подвергали физическим наказаниям (Bandura
& Walters, 1959; Strans & Gelles, 1980). Хотя большинство детей, испытавших на себе жестокое обращение
взрослых, не становятся в дальнейшем преступниками или жестокими родителями, 30 % из них все же
злоупотребляют наказаниями своих детей: они наказывают их вчетверо чаще, чем среднестатистический
родитель (Kaufman & Zigler, 1987; Widom, 1989). Внутри семьи часто насилие ведет к насилию.
Социальная среда за пределами дома предоставляет широкий выбор агрессивных моделей
поведения. В сообществах, где мужской стиль «мачо» вызывает восхищение, агрессия с готовностью
передается новому поколению (Cartwright, 1975; Short, 1969). Окрашенная насилием субкультура
подростковых банд демонстрирует подросткам образцы агрессивного поведения. В таких видах спорта,
как футбол, за проявлением насилия на игровом поле в большинстве случаев следуют проявления
насилия среди болельщиков (Goldstein, 1982).
Ричард Нисбетт (Richard Nisbett, 1990, 1993) и Дав Кохен (Dov Cohen, 1996) изучали влияние
субкультуры, используя данные о проявлениях насилия в городах на юге Америки, населенных
потомками шотландско-ирландских пастухов, в культурной традиции которых придавалось особое
значение «мужской чести» и агрессивной защите своих стад. Среди тех, кто унаследовал эту культуру,
сегодня наблюдается втрое большее количество убийств по сравнению с убийствами среди белого
населения в городах Новой Англии, заселенных благовоспитанными и порядочными пуританами,
квакерами и потомками голландских сельских мастеровых. Культурные наследники пастухов более
одобрительно относятся к детским дракам, чаще становятся активными сторонниками военных
инициатив и выступают за приобретение личного оружия.
Итак, люди сталкиваются с агрессивностью и на собственном опыте, и при пассивном
наблюдении агрессивных моделей поведения. Но в каких ситуациях приобретенные ими навыки
получают практическую реализацию? Бандура утверждает (1979), что агрессивные действия
мотивированы разнообразными аверсивными переживаниями фрустрацией, болью, оскорблениями.
Аверсивное переживание вызывает у нас эмоциональное возбуждение. Но то, будем мы вести
себя агрессивно или нет, зависит от ожидаемых последствий проявления насилия. Агрессия более
вероятно проявится тогда, когда мы возбуждены и когда агрессивные действия кажутся нам
безопасными и сулят определенную выгоду.
Влияние внешней среды
Теория социального научения предлагает перспективу, которая поможет нам определить
факторы, влияющие на агрессию. В каких условиях мы проявляем агрессию? Что извне запускает
механизм наших агрессивных реакций?
|