регионах, куда телевидение пришло позже, волна убийств также поднялась позже.
В Южной Африке, где телевидения не было до 1975 года, удвоение числа убийств было
зарегистрировано именно после 1975 года (Centerwall, 1989). И на спортивных площадках в сельских
районах Канады после распространения телевидения уровень агрессивности возрос практически вдвое
(Williams, 1986).
Эти работы еще раз напоминают о том, что современному исследователю, использующему
результаты корреляционных исследований, следует с особой осторожностью высказывать
предположения о возможных причинно-следственных связях. Ведь между наблюдением сцен насилия и
проявлением агрессии могут возникать случайные связи, порождаемые случайными третьими
факторами. Однако, к счастью, экспериментальный метод позволяет контролировать эти посторонние
факторы. Если мы разобьем на две группы случайную выборку детей и одной группе покажем фильм со
сценами насилия, а другой фильм, не содержащий подобных сцен, любые последующие различия в
проявлении агрессивности между двумя этими группами будут обязаны своим появлением
единственному фактору тому, что они до этого смотрели.
Проведенные эксперименты
В новаторских экспериментах Альберта Бандуры и Ричарда Уолтерса (Albert Bandura & Richard
Walters, 1963) наблюдение детей за тем, как взрослые избивали надувную куклу, иногда заменялось
просмотром таких же действий взрослого, но заснятых на кинопленку и это давало во многом
похожий эффект. Позже Леонард Берковиц и Рассел Джин (Leonard Berkowitz & Russel Geen, 1966)
обнаружили, что рассерженные студенты, если они до этого смотрели фильм со сценами насилия, вели
себя более агрессивно, чем испытывавшие столь же сильный гнев, но смотревшие перед этим фильмы
без сцен насилия. Эти лабораторные эксперименты вкупе с озабоченностью общественности явились
толчком для представления на комиссию в Главное медицинское управление США материалов 50
новых исследований, проведенных в начале 70-х годов. По отдельности и в целом эти исследования
подтвердили, что наблюдение сцен насилия усиливает агрессию.
В более поздних экспериментах группы исследователей под руководством Росса Парка (Ross
Parke, 1977) в Соединенных Штатах и Жака Лайенса (Jacques Leyens, 1975) в Бельгии обитателям ряда
детских исправительных заведений были показаны художественные фильмы: одним «агрессивные»,
другим вполне миролюбивые. Результаты подтвердили, что длительная демонстрация насилия
приводит к усилению агрессии у зрителей. По сравнению с неделей, предшествовавшей демонстрации
кинофильмов, количество драк в коттеджах, где жили мальчики, смотревшие фильмы со сценами
насилия, резко возросло.
Крис Бойацис и его коллеги (Chris Boyatzis & others, 1995) получили сходные результаты, когда
показывали учащимся начальной школы эпизоды со сценами насилия из телепередачи «Великий
Рейнджер» («Power Ranger»), пользующейся у детей огромной популярностью. Сразу после просмотра, в
течение первых двух минут, зрители по сравнению с контрольной группой совершили в семь раз больше
агрессивных действий. Так же, как в экспериментах Бандуры с куклой Бобо, мальчики часто отчетливо
имитировали только что увиденные ими агрессивные действия например, используемый в каратэ
удар ногой в прыжке. В Норвегии в 1994 году пятилетнюю девочку забросали камнями, избили ногами и
оставили замерзать в снегу ее друзья по играм, явно имитировавшие действия, увиденные ими в
телевизионном шоу. После случившегося показ этого шоу был запрещен во всех трех скандинавских
странах (Blucher, 1994).
Конвергенция доказательства
При изучении влияния телевидения на повседневное поведение использовались различные
методы, в них принимало участие множество людей. Сьюзан Хирольд (Susan Hearold, 1986), Вэнди Вуд
и его коллеги (Wendy Wood & others, 1991), сравнивая результаты корреляционных и экспериментальных
исследований, пришли к следующему заключению: просмотр фильмов, содержащих антисоциальные
сцены, действительно связан с антисоциальным поведением. Это воздействие не является
|