постоянно находятся в поле зрения, уже это само по себе заставляет людей оказывать предпочтение
именно им. Значат ли предположительно турецкие слова «nansoma», «saricik» и «afworbu» что-то более
хорошее, чем слова «iktitaf», «biwojni» и «kadirga»? Студенты Мичиганского университета,
протестированные Робертом Зайонцем (Robert Zajonc, 1968, 1970), оценивали как «хорошие» те слова,
которые чаще попадались им на глаза. Чем большее количество раз им приходилось видеть
бессмысленное слово или «китайский» иероглиф, тем более они были склонны говорить, что это
означает нечто хорошее (рис. 25-1). Или скажите: какие из букв алфавита ваши любимые? Самые
разные люди, вне зависимости от их возраста, языка и национальности, предпочитают буквы,
содержащиеся в их собственном имени или наиболее часто употребляемые в их родном языке (Hoorens
& others, 1990, 1993; Nuttin, 1987). Так, французские студенты называют своей самой нелюбимой буквой
заглавную W букву, наименее употребительную в письменном французском.
Рис. 25-1. Эффект «простого нахождения в поле зрения». Студенты давали более позитивную
оценку тем раздражителям, которые им показывали неоднократно. (Данные из Zajonc, 1968.)
Эффект «простого нахождения в поле зрения» отвергает, казалось бы, разумное предположение,
что при повторном прослушивании музыки или повторном употреблении продукта мы теряем к нему
интерес (Kahneman & Snell, 1992). И пока повторения не становятся утомительными («Даже самая лучшая
песня может наскучить, если слушать ее слишком часто», гласит корейская пословица), симпатия
обычно возрастает.
Построенная к 1889 году Эйфелева башня была осмеяна как гротеск (Harrison, 1977), сегодня она
излюбленный символ Парижа. После подобной перемены мнений мы с удивлением вспоминаем свою
первоначальную реакцию. На самом ли деле все посетители парижского Лувра такие уж страстные
обожатели Моны Лизы? Или они просто рады увидеть знакомое лицо? Возможно, верно и то и другое:
она наша знакомая и уже потому привлекательна.
|