Феномен «ровни»
Не всем достается сногшибательно привлекательный партнер. Так как же двое находят друг
друга? Судя по исследованию Бернарда Марстейна (Bernard Murstain & others, 1986), человек чаще всего
выбирает партнера, равного ему по привлекательности. Несколько исследований позволили обнаружить
строгое соответствие между привлекательностью «половинок» супружеских пар, сексуальных
партнеров, не состоящих в браке, и даже членов тесных дружеских компаний (Feingold, 1988). Люди
склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто соответствует им не только по
интеллектуальному уровню, но и по уровню привлекательности .
Эксперименты подтверждают этот феномен «ровни». Решаясь к кому-нибудь подойти для
знакомства и зная, что другой может ответить «да» или «нет», люди обычно подходят к тому, чья
привлекательность примерно соответствует их собственной (Berscheid & others, 1971; Huston, 1973;
Stroebe & others, 1971), Близкое соответствие по внешним данным может приводить к хорошим
взаимоотношениям, обнаружил Грегори Уайт (Gregory White, 1980), изучая «встречающиеся» пары
Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Те партнеры, которые в большей степени
соответствовали друг другу по внешней привлекательности, чаще влюблялись друг в друга через девять
месяцев еще сильнее.
Итак, у кого же мы можем предполагать большее соответствие во внешних данных у
супружеских пар или пар «встречающихся»? Уайт, как и другие исследователи, обнаружил, что супруги в
большей степени соответствуют друг другу.
Возможно, познакомившись с подобными результатами, вы невольно вспомните те счастливые
пары, в которых партнеры резко различаются по внешней привлекательности. В таких случаях менее
привлекательный человек, как правило, имеет качества, которые компенсируют его недостаточную
внешнюю привлекательность. Каждый человек приносит на социальный рынок то, что имеется у него в
активе, и, соответственно ценности предложенного, ему подбирается равный партнер. Брачные
объявления демонстрируют такой обмен активами (Koestner & Wheeler, 1988; Rajecki & others, 1991).
Мужчины обычно предлагают статус и ищут привлекательности; у женщин чаще все наоборот:
«Привлекательная, стройная женщина с яркой внешностью, 26 лет, ищет обеспеченного мужчину с
надежным заработком». Процесс согласования активов помогает объяснить, почему юные красавицы
так часто выходят замуж за солидных обеспеченных мужчин много старше их (Elder, 1969).
Стереотип внешней привлекательности
Только ли в ситуациях, имеющих сексуальную окраску, действует эффект привлекательности?
Оказывается, нет. Это обнаружили Вики Хаустон и Рэй Булл (Vicki Houston & Ray Bull, 1994), когда с
помощью опытного гримера обезобразили лицо своей ассистентки рубцами, синяками и родимыми
пятнами. Эксперимент проходил в пригородных поездах, курсирующих в районе Глазго. Пассажиры
обоих полов избегали садиться рядом с девушкой с обезображенным лицом. Кроме того, было замечено,
что не только взрослые, но и дети стремятся к общению с более привлекательными сверстниками (Dion,
1973; Dion & Berscheid, 1974; Langlois & Stephan, 1981). Если судить по времени, в течение которого
продолжается взаимное разглядывание, даже грудные дети предпочитают более привлекательные лица
(Langlois & others, 1987).
Взрослые проявляют те же пристрастия, когда судят о детях. Маргарет Клиффорд и Элайн
Хатфидд (Elaine Hatfield, Clifford & Walster, 1973) давали учителям из штата Миссури идентичную
информацию о мальчике или девочке, но фотографии при этом прилагались разные: привлекательного и
непривлекательного ребенка. Учителя воспринимали привлекательного ребенка как более умного и
способного. Представьте теперь себя воспитателем, который должен утихомирить неуправляемого
ребенка. Может быть, и вы так же, как женщины, о которых пишет в своей работе Карен Дайон
(Karen Dion, 1972), проявите меньше доброты и участия к непривлекательному ребенку? Печальная
истина состоит в том, что большинство из нас соглашаются с так называемым «эффектом Барта
|