По словам исследователей самопрезентации, не стоит удивляться тому, что люди создают себе
препятствия на тот случай, если они будут выглядеть не лучшим образом (Arkin & Baumgardner, 1985).
Не стоит удивляться и тому, что при этом они иногда даже рискуют здоровьем: подставляют кожу
воздействию радиации, что приводит к морщинам и раку; перестают есть; не пользуются
презервативами; подстрекаемые приятелями начинают пить и принимать наркотики (Leary & others,
1994). Нет ничего удивительного и в том, что люди проявляют больше скромности, когда их
самообольщению может прийти конец возможно, не без помощи специалистов, которые тщательно
изучат их самооценки (Arkin & others, 1980; Riess & others, 1981; Weary & others, 1982). Профессор Смитт,
несомненно, будет менее уверена в значимости своей работы, когда будет представлять ее не студентам,
а коллегам по профессии.
Преподносить себя так, чтобы создать желаемое впечатление, дело очень тонкое. Люди хотят,
чтобы их воспринимали способными и в то же время честными и скромными (Carlston & Shovar, 1983).
Скромность создает хорошее впечатление, а явное хвастовство отталкивающее (Forsyth & others, 1981;
Holtgraves & Srull, 1989; Schlenker & Leary, 1982). Вот вам феномен ложной скромности: зачастую мы
демонстрируем более низкую самооценку, чем имеем (Miller & Schlenker, 1985). Но когда очевидно, что
мы сделали нечто хорошее, ложная скромность («Ну, я действительно не оплошал, но дело-то было
несерьезное») может выглядеть отталкивающе притворной. Чтобы произвести в обществе нужное
впечатление скромного, но компетентного необходим определенный навык.
Склонность к скромному самопредставлению и ограниченному оптимизму с наибольшей
очевидностью выражена в культурах, где особо ценится самоограничение, в Китае и Японии (Heine &
Lehman, 1995; Markus & Kitayama, 1991; Wu & Tseng, 1985). Там отдельная личность и достижение успеха
в большей мере связывается с коллективом. А вот в Северной Америке едва ли можно заметить какие-то
ограничения «в игре в свою пользу». Благосклонное к себе отношение можно наблюдать у голландских
школьников, у бельгийских баскетболистов, у индусов, у японских шоферов, у австралийских студентов
и рабочих, у китайских студентов, у обозревателей спорта из Гонконга и у французов всех возрастов
(Codol, 1976; de Vries & van Knippenberg, 1987; Feather, 1983; Hagiwara, 1983; Jain, 1990; Liebrand & others,
1986; Lefebvre, 1979; Murphy-Berman & Sharma, 1986; and Ruzzene & Noller, 1986, соответственно).
Обработка информации
Почему люди воспринимают себя в самом выгодном свете? Согласно одной версии, столь
благосклонное к себе отношение можно рассматривать как побочный продукт процесса переработки и
запоминания информации о себе самом.
Вспомните исследование, в котором каждый из супругов считал, что он в большей мере загружен
работой по дому, чем другой. Не может ли это, как полагают Майкл Росс и Фиоре Сиколи (Michael Ross
& Fiore Sicoly, 1979), быть связано с тем, что мы очень хорошо помним то, что делали сами, и
значительно хуже то, что не делали, или то, что просто наблюдали со стороны? Мне легко
представить, как я подбираю с пола грязное белье, и значительно труднее нарисовать себе картину, как я
рассеянно наблюдаю за этим со стороны.
Мотивация самоуважения
Не является ли пристрастное восприятие просто перцепционной ошибкой, последствием
бесстрастного процесса обработки информации? Или в него также вплетаются мотивы благосклонного
к себе отношения? Познавая себя, мы стремимся оценить собственную компетентность (Dunning, 1995),
нам хочется проверить свою Я-концепцию (Sanitioso & others, 1990; Swann, 1990). В поисках
самоутверждения у нас особенно сильна мотивация улучшить впечатление, которое мы производим на
окружающих и на самих себя (Sedikidis, 1993).
Эксперименты подтверждают, что «мотивационный двигатель» приводит в движение наши
когнитивные механизмы (Kunda, 1990). Абрахам Тессер (Abraham Tesser, 1988) из университета
|