настоящая, ...с свободная, ...ф фрезерующая, флотская, ...щ щитовая, ..ю ювелирующая.
Идентифицирующее мышление характеризуется тем, что человек пользуется в своем мышлении
смыслами, выражениями и понятиями на самом деле принадлежащими не ему, а другим, часто
авторитарным, доминантным личностям. Этот вариант мышления становится нормой в странах с
тоталитарным режимом, требующих постоянных ссылок на авторитет вождя и его понимание той или
иной ситуации. Данное мышление обусловлено механизмом проективной идентификации. Характерно
для зависимых и диссоциальных расстройств личности.
Я стараюсь объяснить им не нужно так поступать, потому что Вас осудят и не поймут.
Кто? Все. Нужно вести себя так, чтобы ты был как все. Когда меня вызывают «наверх», всегда
думаю, что я такого натворил, что обо мне узнали, ведь все как будто в порядке. Я не хуже и не лучше
других. Люблю песни певицы П., купила платье как у нее. Мне нравится наш президент, он очень
аккуратный человек, правильно все говорит.
Изменения плавности и связности мышления проявляются в следующих расстройствах:
аморфность мышления выражается в присутствии связности между собой по смыслу отдельных
частей предложения и даже отдельных предложений при ускользании общего смысла сказанного.
Создается впечатление, что пациент «плывет», или «растекается», будучи не в состоянии выразить
общую мысль сказанного или прямо ответить на вопрос. Характерно для шизоидных расстройств
личности и акцентуаций.
Вы спрашиваете о том, когда я ушел из института. В общем так. Ситуация вроде
складывалась так, что учиться мне не очень хотелось, постепенно как-то. Но не об этом речь, сразу
после поступления уже возникло разочарование, и все перестало нравиться. Так изо дня в день
хотелось что-то изменить, но что я не знал, и все перестало меня интересовать, и на занятия
перестал ходить из-за этого самого разочарования. Когда не интересно, то, понимаете, просто
незачем дальше учиться, лучше уме работать, хотя никаких особенных неприятностей не было. А
какой Вы задали вопрос?
Предметно-конкретное мышление характерно для лиц с умственной отсталостью, выражается
примитивной речью с формальной логикой. Например, на вопрос как вы понимаете поговорку
«Яблоко от яблони недалеко падает?» отвечает: «Яблоки всегда падают недалеко от дерева». Характерно
для умственной отсталости и деменций.
Резонерское мышление выражается в рассуждательстве по поводу вопроса вместо прямого
ответа на вопрос. Так, супруга одного пациента так говорит о своем муже: «Он такой умный, что
совершенно невозможно понять, о чем он говорит».
На вопрос «Как вы себя чувствуете?» пациент отвечает: «Смотря, что вы понимаете под
словом чувства. Если вы понимаете под ними ваше ощущение от моих чувств, то ваше самоощущение
не будет соответствовать моим мыслям о ваших чувствах».
Характерно для шизотипических расстройств, шизофрении и акцентуаций.
Обстоятельное мышление характеризуется детализацией, вязкостью, застреванием на
отдельных деталях. При ответах даже на простой вопрос пациент пытается бесконечно углубиться в
мельчайшие подробности. Характерно для эпилепсии.
Меня беспокоят головные боли. Знаете, вот в этом месте виска слегка давит, особенно когда
встаешь или сразу после того, как ложишься, иногда после еды. Такое легкое давление в этом месте
бывает когда много читаешь, тогда слегка пульсирует и что-то бьется... Потом поташнивает, это
бывает в любое время года, но особенно часто осенью, когда ешь много фруктов, правда, и весной на
дождь тоже самое бывает. Такая странная тошнота снизу вверх и сглатываешь... Хотя не всегда,
иногда она бывает, будто в одном месте стоит комок, который не проглотишь.
Тематическое соскальзывание характеризуется внезапным изменением темы разговора и
отсутствием связи между произносимыми предложениями. Например, на вопрос «Сколько у вас детей?»
пациент отвечает «У меня двое детей. С утра я, кажется, переел». Тематическое соскальзывание является
одним из признаков особой структуры мышления и речи шизофазии, в которой вероятна
паралогическая связь между отдельными предложениями. В вышеприведенном примере, в частности,
указанная связь устанавливается между детьми и тем, что они отказались от еды утром, поэтому пациент
сам ее съел.
|