чтобы он мог пользоваться всеми стратегиями.
А) Доминантный врач
Доминантность и авторитарность усиливают субмиссию (подчиняемость) пациента, но они
часто важны, например, для быстрого снятия симптома у внушаемого пациента. В этой роли врач
моделирует поведение строгого отца-матери, учителя, указывает на правильное и неправильное
поведение, устанавливает жесткие сроки и ограничения. Доминантный врач обычно ограничивает круг
доверия к другим специалистам, демонстрируя свою осведомленность. У доминантного врача
присутствует множество символов ранга, от строгой медицинской сестры, до накрахмаленной шапочки.
Он обычно строго ограничивает время общения с пациентом.
Б) Врач-эксперт
Как независимый эксперт врач может выступать в момент диагностической беседы. В этом
случае он показывает, что его работа с расстройством носит исследовательский характер, и он ценит
дополнительную информацию других специалистов. При этом он отстраняется от симптомов болезни,
заставляя дистанцироваться от нее и самого пациента. Эта роль важна на стадии собственно
диагностики.
В) Врач-слушатель
Как эмпатический слушатель, врач лишь демонстрирует или по-настоящему сопереживает с
пациентом. Ему интересно его слушать, клинический случай он расценивает как поразительный роман.
Именно с этой роли обычно начинается контакт с пациентом. Правда, некоторые пациенты оценивают
врача как «внимательного» потому, что не замечают, что во время продолжительной беседы он
засыпает.
Г) Помощник
Будучи гуманистическим помощником, врач показывает ценность переживаний пациента,
становится с ним на одну ступень и поясняет, что основные силы, способные ему помочь, находятся не
за пределами его, а внутри его. Он считает, что переживания пациента содержат творческий элемент,
обращает внимание на индивидуальную особенность и уникальность личности и судьбы пациента. Он
не стесняется ему сказать о сходстве некоторых собственных потрясений и переживаний с проблемами
пациента.
2.1.3. Роли и стратегии пациента
Пациент может по-настоящему страдать, он может уйти в болезнь, использовать ее для рентных
установок, усиливать, имитировать или скрывать симптомы.
А) Страдание
Настоящее страдание не обязательно связано с органическими повреждениями, пациент с
соматоформным болевым расстройством или неврастенией может страдать не меньше, чем с
органическим повреждением конкретного органа. Само страдание может приводить к избеганию
окружающих и отгороженности или попыткам получить помощь, которые оцениваются как слишком
навязчивые. Страдание часто описывается с разной полнотой или на него указывает поведение
пациента, хотя он сам не говорит о нем.
Б) Уход в болезнь
Причиной ухода в болезнь, как в иную внутреннюю реальность, являются не только личностные
особенности пациента, но также пугающий характер переживаний, о которых нельзя рассказать, реакция
на эти переживания окружающих. Это особенно заметно при сексуальных проблемах. Уход в болезнь у
близких пациента может вызывать протест, отчаяние или усилить взаимную привязанность пациента и
его родственников.
В) Неискренность
Усиление, имитация или сокрытие переживаний лишь в судебной практике могут считаться
злонамеренными, психиатру чаще приходится иметь дело с тем, что данные явления сами являются
симптомами расстройства. Так, при индуцированном бреде, диссоциативных расстройствах,
императивных слуховых галлюцинациях данные механизмы широко распространены.
Всякое расстройство может иметь преимущества, уход от активности, инвалидность, желание
|