скрывает свои переживания. Например, депрессивного пациента следует спросить о суицидальных
мыслях, а у пациента, который отвечает невидимому собеседнику, следует спросить, кому он отвечает и
как это связано с вопросом врача. Однако случается так, что на направленные вопросы ответа не
следует, тогда необходимо задавать наводящие вопросы. Например, пациенту, страдающему
зависимостью от наркотика, но отказывающему это признать, можно задать вопрос, как, по его мнению,
изменилось к нему отношение окружающих, как продвигается его учеба, есть ли изменения сна. В
подобных случаях вы фиксируетесь не на причинах, а лишь на следствиях, зная, что всякая патология
обязательно должна проявляться в разных психических сферах. Иногда расспросы о жалобах в прошлом,
об интересах, увлечениях быстрее позволяют выявить сегодняшние переживания. В целом
направленная техника включает продолжение темы, переключение логичного или даже «алогичного» на
другую тему. Такое отсутствие логики лишь внешнее, поскольку определяется знанием врачом
поведения пациента и его предположениями о клиническом статусе.
В направленной технике возможен внезапный вопрос врача, направленный пациенту, или
вопрос внешне вообще не имеющий отношения к предыдущему разговору, но который следовало задать
исходя из наблюдений поведения пациента.
В) Техника прояснения
Эта техника предполагает детализированное уточнение всех сторон переживания, то есть, на
какие случаи оно распространяется, есть ли сейчас, как само переживание объясняется пациентом (как
сон, болезнь, норма и т.д.), как оно связано с другими обстоятельствами. Иногда прояснение приводит к
тому, что пациент сам начинает больше узнавать обо всех взаимосвязях своего переживания.
2.2.2. Реакция врача на переживания пациента
Врач не может быть безразличен при предъявлении пациентом жалоб, он может
конфронтировать с ним, пытаться их девальвировать, преувеличивать или усиливать роль пациента
именно в данных переживаниях. Врач также человек, поэтому он может бессознательно видеть в
пациенте ребенка, своих родителей или брата/сестру. Процессы переноса и контрпереноса объясняют
нам, почему к одним больным врач привязан и дает им номер своего домашнего телефона, а другие
вызывают у него раздражение и немотивированное желание применить «строгое» лечение. Обычно
данные проблемы обсуждаются в Балинтовских группах, задача которых прояснить проблемы
неправильного отношения к больным, переживание чувства вины врачом в результате неточного
диагноза и другие вопросы отношений между врачом и пациентом. В любом случае врач должен
контролировать всю систему своих отношений к пациенту.
2.2.2.1. Игнорирование и девальвация
Ряд переживаний пациента необходимо обесценивать (девальвировать) или не замечать
(игнорировать) в связи с их чрезвычайной аффективной насыщенностью, генерализацией тревоги или
грубой неадекватностью. Через некоторое время можно вернуться к игнорируемой теме, когда степень
выраженности аффекта снизится. Всякая девальвация сама по себе часто способствует в дальнейшем
игнорированию пациентом своего переживания. То есть нередко то, что игнорируется врачом, в
дальнейшем начинает игнорироваться и пациентом.
При данной беседе с пациентом, высказывающим идеи величия, тактика первоначальной
девальвации сменилась игнорированием. Игнорирование может выражаться в том, что врач,
выслушивая пациента, воздерживается от комментария его высказываний или интерпретации
поведения. Это обычно само собой получается при маниакальной «скачке идей».
Девальвация может быть даже научно обоснована, так некоторые пациенты с ипохондрическими
переживаниями девальвируют свои убеждения, если им детально и схематично рассказывать о тех
объективных данных, которые опровергают явное поражение органов и систем. Девальвации требует
анозогнозия у родственников пациента, которые не замечают вторичного проявления болезни, считая,
например, уклонения поведения при простой форме шизофрении ленью или плохим характером. Иногда
необходима девальвация отношения к пациенту его родственников, которые нередко сами являются
|